Короткий дневной сон делает мозг здоровее / Все новости / Главная

Новое исследование показывает, что у тех людей, кто предрасположен к регулярному дневному сну, развивается более крупный и здоровый мозг.

Почти все люди спят в дневное время, будучи детьми, но отказываются от этой привычки в школе и в зрелом возрасте. Впрочем, 27% людей снова возобновляют дневной сон после 65 лет.

Предыдущие исследования показали, что дневной сон может повысить когнитивные характеристики человека. Даже короткий период дремания, от от 5 до 15 минут, обеспечивает преимущество, которое может длиться от одного до трех часов. В то же время старение сокращает время реакции, ухудшает память и часто влечет за собой когнитивные нарушения. Учитывая, что сегодня люди живут дольше и население всего мира стареет, важно выяснить, как различные повседневные привычки влияют на когнитивные функции.

С этой целью исследователи из Университетского колледжа Лондона попытались выяснить, существует ли причинно-следственная связь между дневным сном и здоровьем мозга.

Влияние дневного сна на мозг

Исследователи взяли данные 378 932 людей европейского происхождения в возрасте от 40 до 69 лет из британского биобанка. Используя методику, называемую менделевской рандомизацией, они рассмотрели фрагменты ДНК, чтобы определить генетическую предрасположенностью людей к дневному сну.

Менделевская рандомизация - это метод, который использует генетическую информацию для установления причинно-следственных связей между генами и здоровьем человека.

Всем участникам были назначены когнитивные тесты зрительной памяти и времени реакции. Также исследователи провели сканирование мозга некоторых участников на предмет структурных изменений. Участников попросили самостоятельно рассказать о своих привычках дневного сна.

Ученые сравнили здоровье мозга и когнитивное функционирование людей, генетически «запрограммированных» на дневной сон, с теми, у кого нет такой предрасположенности. Обнаружилось, что люди, предрасположенные к дневному сну, имеют больший общий объем мозга и более здоровый мозг, особенно в пожилом возрасте. Средняя разница в общем объеме мозга между людьми, предрасположенными к дневному сну, и не предрасположенными, была эквивалентна 2,6-6,5 годам старения. Впрочем, в других измерениях - объема гиппокампа, времени реакции и визуальной обработки - не было никакой разницы между двумя группами.

Что это значит?

Основываясь на своих выводах, исследователи говорят, что существует «незначительная причинно-следственная связь» между дневным сном и общим объемом мозга.

«Это первое исследование, в котором предпринята попытка выявить причинно-следственную связь между дневным сном и когнитивными и структурными исходами мозга. Рассматривая гены, установленные при рождении, менделевская рандомизация избегает смешанных факторов, возникающих в течение всей жизни, которые могут влиять на связи между сном и результатами для здоровья. Наше исследование указывает на причинно-следственную связь между сном и большим общим объемом мозга», - говорит Валентина Пас, ведущий автор исследования.

В то время как текущее исследование не учитывало продолжительность сна, предыдущие исследования показали, что сон продолжительностью 30 минут или менее обеспечивает лучшие краткосрочные когнитивные преимущества, при этом сон в первой половине дня реже нарушает ночной сон.

Исследователи отмечают некоторую ограниченность их исследования, а именно то, что все участники были белого европейского происхождения. Это означает, что результаты не могут быть применены для других этнических групп. Тем не менее, результаты исследования демонстрируют преимущества, которые могут быть получены от короткого дневного сна.

С учетом этого, ученые рекомендуют всем людям, которые имеют склонность спать днем, не отказываться от этой привычки, а, напротив, находить время для небольшого отдыха.

Исследование опубликовано в журнале Sleep Health.