Недавно во Франции был принят закон, позволяющий полиции дистанционно захватывать гаджеты подозреваемых и получать доступ к их камерам, микрофонам и данным GPS. Такой шпионаж допускается на срок до шести месяцев, если он одобрен судьей, и в случаях, когда возможные сроки наказания составляют не менее пяти лет.
Вчера министр юстиции Франции Эрик Дюпон-Моретти одобрил нововведение. По его словам, эта мера будет применяться в исключительных случаях и не имеет ничего общего с тоталитаризмом, а призвана спасать жизни людей. Но тревогу правозащитников вызывает то, что система может использоваться для злоупотреблений со стороны людей, занимающих властные посты. Впрочем, такая проблема имеется не только во Франции.
Повсеместная слежка
В 2006 году, еще до выхода первого iPhone, ФБР в США удаленно активировало микрофоны сотовых телефонов и подслушивало подозреваемых. Это происходило совершенно легально. Более того, ФБР могли получать доступ даже к микрофонам выключенных телефонов, так что единственным способом защиты от прослушки было извлечение батареи. Сейчас, когда у каждого в кармане имеется смартфон с несъемной батареей, ситуация значительно усугубилась.
В 2022 компания Comparitech провела исследование и установила, что в каждой из пятидесяти изученных стран полиция имеет определенный уровень доступа к смартфонам граждан и их данным. Впрочем, уровни доступа неодинаковы.
Так, Китай, Саудовская Аравия, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты предоставляют своим правоохранителям практически неограниченные полномочия. В Китае, чтобы следить за гражданином, его даже не нужно ни в чем подозревать.
Германия, как ни удивительно, также позволяет агентам разведки удаленно получать доступ к смартфонам и устанавливать шпионские программы на телефоны даже тех людей, которые не являются подозреваемыми в преступлениях.
В США для этого, как правило, требуется судебный ордер, но есть множество исключений. Австралия идет еще дальше, позволяя полиции изменять данные на телефоне подозреваемого.
Австрия, Бельгия, Финляндия и Ирландия являются одними из лучших стран по уровню конфиденциальности смартфонов. Там есть «четкие и точные законы о том, что государственная полиция может получить доступ к мобильным телефонам только в том случае, если соответствующее лицо является подозреваемым и имеется ордер».
В общем, слежка является повсеместной и, если рядом с вами лежит смартфон, вы никогда не можете быть уверены в том, что он вас не подслушивает.
Что с этим делать?
На глобальном уровне - нужно развивать гражданское общество. В нашем цифровом мире технические возможности для слежки будут существовать всегда, но четко прописанные законы и гражданский контроль над их исполнением могут гарантировать, что этими возможностями не будут злоупотреблять.
Отчасти, даже наша текущая война ведется за то, чтобы Украина оказалась по правильную сторону железного занавеса. Не в компании беспредельных тоталитарных помоек, вроде россии и китая, а в числе стран, где права гражданина соблюдаются хотя бы отчасти.
На индивидуальном уровне можно предпринять ряд технических мер. Например, на рынке есть варианты смартфонов с физическими переключателями, которые позволяют отключить камеру или микрофон, чтобы никто не смог получить к ним доступ. Если датчик физически отсоединен от электрической цепи смартфона, никакие дистанционные программные ухищрения не заставят его включиться. Но надо помнить, что даже физически выключенный датчик GPS не помешает желающим отследить ваше местоположение, триангулируя его с помощью сотовых вышек.
Для полного душевного спокойствия можно использовать кнопочный телефон со съемной батареей. А лучше - вообще отказаться от использования технологий и жить в диком лесу, где вас не засекут даже спутники. Что, возможно, не самый худший вариант, учитывая, в какую [censored] катится весь наш мир.