Распространение генеративных ИИ, таких как ChatGPT, вызвало настоящую тревогу в образовательной среде. Опасения, что эти инструменты приведут к всплеску списывания и плагиата среди студентов, уже стали реальностью. Сегодня преподаватели по всему миру ищут способы борьбы с этой проблемой — и ирония в том, что в этом им помогает сам ИИ.
Борьба с использованием ИИ
Один из способов противодействия — использование ИИ против самих "читеров". Гэри Уорд, преподаватель в Brookes Westshore High School в канадской Виктории, просит ChatGPT разрабатывать такие задания, которые будет сложно решить, просто скопировав и вставив их в языковую модель. По его словам, «некоторые ученики без ChatGPT просто бы сидели и смотрели в пустоту».
В британском Манчестерском университете тоже разработали систему, оценивающую «устойчивость» заданий к использованию ИИ. Программа анализирует работу и выдает рекомендации: как сделать ее сложнее для выполнения с помощью нейросетей, где усилить индивидуальность или добавить аналитических компонентов. Как отмечает лектор Ричард Гриффин, система помогает преподавателям улучшить задания, даже если не дает прямых доказательств использования ИИ.
Другой метод — возврат к классическим письменным работам от руки. Преподаватели могут лучше определить, принадлежит ли текст конкретному студенту, если он выполнен вручную. Некоторые вузы даже делают такие задания более значимыми для итоговой оценки. Хотя проверка таких работ требует времени и ресурсов, многие педагоги считают это необходимым.
Потеря критического мышления
Основная опасность массового использования ChatGPT и ему подобных — в потере критического мышления у студентов. Многие из них начинают полагаться на нейросети еще до того, как научились самостоятельно формулировать мысли или анализировать информацию. Преподаватели опасаются, что если эта тенденция сохранится, новое поколение специалистов будет неспособно выполнять даже базовые задачи без подсказок ИИ.
В ответ на это некоторые курсы, особенно в бизнес-сфере, переходят к заданиям, требующим взаимодействия с реальными клиентами, устным выступлениям и обсуждениям — форматам, где использование ИИ не даст готового ответа.