Немецкий аэрокосмический центр (DLR) сделал важный шаг к созданию одного из самых продвинутых в мире беспилотных солнечных самолётов. Высотный аппарат HAP-alpha успешно завершил полный комплекс наземных испытаний — ключевой этап на пути к первому полёту, запланированному на 2026 год.

Сверхлёгкая конструкция впечатляет: при размахе крыла 27 метров аппарат весит всего 138 килограммов. Несмотря на такую воздушность, HAP-alpha рассчитан на длительные миссии на экстремально больших высотах. Его бортовые системы — от высокоточной камеры до радара с синтезированной апертурой — весят не более 5 килограммов каждая и позволяют выполнять широкий спектр задач дистанционного зондирования Земли.
Сверхлёгкий самолёт на солнечных батареях
DLR описывает HAP-alpha как платформу для «очень длительных полётов на больших высотах». Основную энергию ему обеспечивают солнечные панели, которые должны питать и электродвигатели, и всю бортовую электронику.
Для экономии энергии аппарат летит на очень низкой скорости — это становится возможным благодаря огромному, но чрезвычайно лёгкому крылу. Конструкция прошла также статические вибрационные испытания весной 2025 года, подтвердившие её прочность и устойчивость к нагрузкам на уровне, встречающемся при взлёте или во время турбулентности.
Как проходили испытания
Осенью 2025 года HAP-alpha впервые прошёл все ключевые испытания в полностью собранном виде. Его установили на специальную тележку и буксировали по взлётной полосе в центре DLR в Кохштедте. Инженеры проверяли корректность работы всех систем и собирали данные об управляемости платформы.
Испытания проходили в условиях, максимально приближенных к реальным полётам. Самолёт питался исключительно от своих систем и принимал команды по тому же радиоканалу, который будет использоваться в воздухе. Чтобы защитить гибкое крыло и хвост от перегибов, их дополнительно зафиксировали опорами.
Особое внимание уделили фирменному механизму удержания и освобождения: он фиксирует аппарат до тех пор, пока тот не достигнет нужного угла атаки, после чего позволяет ему «вырваться» в небо. В полёте HAP-alpha автоматически взлетает, а приземляется на лыжах, уже с отключённым двигателем.
Следующим этапом станут лётные испытания, которые будут проходить в схожей конфигурации — снова со стартом с прицепа. После отработки всех процедур и подтверждения безопасности аппарат постепенно поднимут на целевую высоту — до 20 километров.
DLR уверено заявляет: программа идёт по плану, а HAP-alpha становится ещё одним шагом к новой эпохе высотных солнечных дронов, способных неделями зависать над Землёй и выполнять научные, экологические и коммуникационные задачи.
