Исследователи Бристольского университета представили революционную технологию, которая позволяет создавать в пространстве осязаемую иллюзию трехмерных объектов. Теперь виртуальность можно будет трогать.
Источник изображения: techcrunch.com
Все разработчики виртуальной реальности сегодня пытаются добиться максимального эффекта присутствия. Около девяноста процентов информации человек получает с помощью зрения. Именно поэтому графике традиционно уделяется максимум внимания. На втором месте – звуковое оформление, которое должно создавать эффект объемного присутствия. Пожалуй, эту задачу технологии уже выполнили. Современные звуковые системы вполне эффективно имитируют трехмерное окружение, заставляя слушателя ощущать себя в центре событий. Тем не менее, даже самая идеальная картинка и качественный звук не будут достоверны без осязания.
Разработчики уже не первый год пытаются дать пользователям возможность трогать виртуальные объекты. Пожалуй, прототипом подобных технологий можно считать функцию «обратной связи», которая уже давно присутствует в современных геймпадах, джойстиках и прочих игровых устройствах. Работает это просто. Когда игрок взаимодействует с чем-то на экране, манипулятор в его руках может вибрировать. Само собой, то всего лишь примитивный отклик. Он не позволяет ощупывать форму предмета, а лишь сигнализирует о взаимодействии.
Ранее мы упоминали устройство под названием «Dexmo F2». Это – следующий шаг в виртуальном взаимодействии. «Dexmo F2» представляет собой перчатки, оборудованные силовыми приводами. Когда пользователь прикасается к объекту в виртуальной реальности, перчатка создает искусственное сопротивление. Пальцы останавливаются в том месте, где начинаются границы трехмерного объекта. Очевидный недостаток такого устройства – очень сложная механика и громоздкость.
Технология, которую на днях представил Бристольский университет, подходит к вопросу с противоположной стороны. Вместо того чтобы цеплять на руки пользователя электронику, исследователи предлагают создавать невидимые, но ощутимые объекты прямо в воздухе.
Создание таких объектов похоже на создание голограммы. Но если для оптической иллюзии нужен свет, то невидимая осязательная иллюзия создается с помощью направленного ультразвука. Само собой, такой объект не будет твердым, его не получится схватить или сжать. Но, прикасаясь к фигуре, человек сможет кожей ощутить ее стороны и грани.
Сложно переоценить потенциал такой технологии. Возможность дотронуться до предметов внутри виртуальной реальности крайне положительно скажется на эффекте присутствия. Если же говорить о дополненной реальности, то ощутимое прикосновение позволит с большим комфортом взаимодействовать с элементами интерфейса. К примеру, при работе с голографической клавиатурой можно будет чувствовать под пальцами клавиши.
К сожалению, о коммерческом применении технологии речь пока не идет. Она еще не позволяет создавать иллюзии сложных трехмерных объектов. Тем не менее, доктор Бен Лонг, научный сотрудник Бристольского университета, обещает, что разработка продолжится. В будущем пользователи смогут на ощупь различать не только форму, но и материал, из которого состоят виртуальные предметы.