В последние недели многие крупные игроки ИТ-рынка сообщили о сокращении персонала. В список увольняющих вошли такие компании как Sony, IBM, Samsung, Hewlett-Packard. Попробуем разобраться, есть ли закономерность в таких действиях лидеров ИТ-рынка.
Источник изображения: mygazeta.com
Еще в прошлом году Hewlett-Packard сообщила о разделении компании на две – одна будет заниматься производством компьютеров и принтеров, вторая – услугами для корпоративного сектора. Реорганизация только началась, а компания уже заявила о готовности сократить 36 тыс. сотрудников.
IBM, представляя свои финансовые результаты (прямо скажем, весьма плачевные), сообщила о намерении сократить более 100 тыс. человек или четверть штата. Это в компании объяснили реорганизацией и смещении акцентов на разработку облачных технологий.
Японская компания Sony готовится сократить около 1 тыс. сотрудников из подразделения смартфонов. А до конца года компания сократит около трети персонала в этом подразделении, что составит около 5 тыс. человек.
Среди тех, кто готовит сокращения – производители мобильных телефонов Sony и Samsung, которые планируют сократить персонал мобильных подразделений. Компании испытывают давление со стороны конкурентов – как лидера рынка, компании Apple, так и новичков.
Южнокорейский гигант Samsung сообщил о сокращении еще в ноябре минувшего года. И снова сокращения коснутся мобильного подразделения.
У всех этих новостей есть общий «знаменатель», несмотря на то, что компании, готовящиеся к массовым сокращениям, работают в разных сегментах ИТ-бизнеса. Сегодня высококонкурентый ИТ-бизнес довольно быстро меняется, меняются лидеры и его ландшафт. Соответственно, чтобы быть успешной и прибыльной, компания должна оперативно реагировать на изменения структуры рынка.
Среди тех, кто готовит сокращения – производители мобильных телефонов Sony и Samsung, которые планируют сократить персонал мобильных подразделений. Компании испытывают давление со стороны конкурентов – как лидера рынка, компании Apple, так и новичков. Apple несколько дней назад представила рекордные для мирового бизнеса финансовые результаты, в которых сообщила о рекордных продажах смартфонов iPhone. В последний год на рынок мобильных устройств вышли китайские производители Xiaomi и Huawei, которые тоже наращивают свое присутствие в этом сегменте. Соответственно, Sony и, в особенности, Samsung теряют долю рынка – и в количественном, и в денежном эквиваленте. Хотя Samsung продолжает быть мировым лидером поставок смартфонов, в третьем квартале минувшего года ее доля на рынке составила около 23,8%, а годом ранее, в третьем квартале 2013 года она составляла более 32%. В то же время, Xiaomi увеличила свою долю с 1,8% до 5,5%, а Huawei – с 4,7% до 5,1%. Также увеличивают свое присутствие в этом сегменте рынка LG и Lenovo. Таким образом, Samsung вынуждена заняться переориентацией бизнеса. Что касается Sony, то эта компания в конце 2014 года даже не вошла в топ-7 мировых поставщиков смартфонов.
Аналогичные причины связаны с сокращением персонала Hewlett-Packard и IBM. В частности, IBM переориентируется на разработку облачных технологий, а Hewlett-Packard, некогда лидер мирового рынка ПК, уступивший первенство китайской Lenovo уже несколько лет говорит о разделении, которое позволит компании остаться «на плаву» в текущей ситуации. Наблюдающиеся тенденции позволяют говорить о том, что мировой центр производства ИТ-устройств перемещается в юго-восточную Азию – мировыми лидерами в сборке (Foxconn) и производстве высокотехнологичных устройств становятся китайские (Huawei, Xiaomi, Lenovo) и корейские (LG) компании.