Стах Возняк родом из Польши, но сознательную жизнь прожил в Виннице, где есть еще один интересный стартап – Intranso. В отличие от большинства стартаперов, которые оканчивали КПИ, у Возняка нет высшего образования. Он едва окончил колледж в Калиновке – постоянно пропускал учебу ради работы.
Как стать стартапером
Его бизнес-деятельность началась случайно. Кто-то рассказал о том, что завода «Виннифрут», расположенном в Калиновке, проблема – не хватает машин для доставки фруктов на предприятие. Возняк договорился о встрече с директором и тот согласился принять помощь от Стаха в поиске грузовиков. 18-летний парень был на «ты» с интернетом и смог достаточно быстро найти нужное количество перевозчиков, которые готовы были брать заказы на доставку, просто дав объявление на нескольких сайтах. Сначала Возняк обеспечивал 5-10 рейсов в день, затем их количество выросло до 30-ти. А потом, в 2009 году, он зарегистрировал собственную компанию Wozward, собрал небольшой автопарк и стал одним из самых молодых бизнесменов в нашей стране. Ему было всего 19 лет.
Уже в 2011 году Возняк открыл филиал в Днепропетровске, а через два года – в Польше. Сейчас компания осуществляет грузоперевозки как в Украине, так и в ЕС, и может похвастаться тем, что перевезла более 900 тыс. тонн грузов.
Когда бизнес стал на поток, Стаху Возняку захотелось вернуться к тому, что его всегда интересовало – интернету. С партнером, который живет в США, они открыли компанию Bitmark, которая оказывает услуги IT-аутсорсинга для зарубежных клиентов. Сейчас ее основная компетенция – разработка мобильных игр. Стартовых вложений для этого бизнеса не понадобилось – большинство сотрудников набираются под конкретные проекты и работают на фрилансе.
К 20 годам Возняк уже воспринимался среди знакомых как потенциальный инвестор. У него было достаточно средств и компетенций, чтобы поучаствовать в бизнесах друзей и знакомых. Однажды к нему пришли одноклассники и предложили запустить интернет-магазин по продаже мебели. Meblev стартовал в 2012 году, но продержался недолго. «Я был полностью вовлечен в работу с Wozward, а у друзей просто не хватало компетенций, чтобы создать успешный бизнес», - поясняет Стах. Компания хорошо если выходила в ноль. Не желая тратить время на бесперспективную компанию, партнеры приняли решение продать ее. Покупателя нашли в Броварах, сделка состоялась в 2014 году. В этом проекте Стах приобрел новый опыт. «Я понял, что бизнес нужно делать по принципу наличия нужных компетенций, а не по дружбе», - говорит он.
«Бизнес нужно делать по принципу наличия нужных компетенций, а не по дружбе»
В то же время владелец компании Wozward решил попробовать себя в еще одном оффлайновом бизнесе – производстве экологически чистых окон и дверей «Экоокна». Проект он также запускал с партнером, который сейчас является единственным владельцем компании. Возняк вышел из бизнеса менее чем через год после запуска – был занят открытием филиала в Польше и не мог должного внимания уделять производству. В отличие от Meblev, «Экоокна» стали успешным проектом. «Партнер нашел турецкого инвестора, расширил производство и даже ездит на авто, лучше, чем у меня», - смеясь рассказывает Стах.
Как работает стартап
Он посвящал все свое время развитию Wozward. Но однажды заметил, что компания не может решить проблему целой группы клиентов – тех, кому нужны были перевозки внутри одного города. Для крупных игроков логистического рынка намного выгодней браться за заказы на большие расстояния. В городе можно заработать намного меньше. Но меньше не означает мало. Есть достаточно много перевозчиков, как индивидуальных, так и владельцев автопарков, которые были бы рады брать заказы в черте города, но не готовы тратить время на поиски клиентов. Поразмыслив, Возняк придумал, как решить эту проблему.
За два месяца он собрал команду, придумал проект и запустил сервис Tona. «Если что-то надо перевести, достаточно разместить заказ на сайте, после чего мы отправляем его ближайшим перевозчикам в радиусе 25 км», — объясняет принцип работы сервиса Стах Возняк. Подрядчики получают оповещение на мобильный телефон. Как правило, процесс поиска занимает в среднем минут пять. Когда заказ принимают исполнители, клиент также получает сообщение. Особенность сервиса в том, что, если на заказчика претендуют несколько перевозчиков, они устраивают торги и таким образом, клиент получает наименьшую цену. По словам создателя проекта, они предоставляют цену в среднем на 30% ниже рыночной. При этом рынок перевозок только по Киеву в компании оценивают в $3 млрд. Для сравнения, в США рынок «тянет» на $100 млрд, а в Индии – на $45 млрд.
Бизнес-модель основана на подписке бизнес-клиентов — это транспортные, мувинговые компании, грузовые такси и посредники. Подписка стоит 1000 грн. плюс 1% от всех заказов. Также есть модель для индивидуальных перевозчиков, у которых есть только один автомобиль. Они платят 10-20% от принятых заказов. О сохранности перевозок можно не беспокоиться. Возняк объяснил, что с каждым перевозчиком проводят собеседование, подписывают договор и страхуют каждый груз за 3% от его стоимости. А перевозчик экономит и предлагает выгодную цену за счет отсутствия раздутого штата, ищущего заказчика.
Проект всего три месяца работает в Киеве и почти во всех крупных областных центрах Украины. За это время ребята успели обработать 720 заказов на общую сумму $11,5 тыс. В базе 325 активных перевозчиков. Сервис занял нишу исключительно локальных перевозок по городу и области, радиус его работы 200 км. Именно «нишевость» была ключевой в стратегии продвижения проекта. Команда Возняка создала огромное количество страниц, каждую под конретный запрос. Например, «перевозка мебели» или «перевозка груза».
Зарубежные перспективы
Закрепившись на небольшом участке украинского рынка перевозок, Возняк нацелился на зарубеж. В первую очередь ему интересен рынок Индии. В отличие от других стран, там огромное количество частников, у которых от одного до трех автомобилей. Они сами ищут клиентов, возят грузы, ведут документацию и т.д. Tona могла бы существенно облегчить их работу. У команды проекта уже есть локальный партнер, который поможет договариваться с пользователями сервиса на месте. Для адаптации проекта под индийские реалии нужен всего месяц. Дело за малым – найти средства для выхода на рынок.
Возняку и команде нужно не менее $0,5 млн, чтобы завоевать пока еще пустующий огромный рынок. В поисках средств Tona проходила Crash Test, вела переговоры с инвестиционными фондами (к примеру, Sequoia Capital в итоге выбрал конкурентов) и выиграла поездку в Startup Boot Camp. Пока никаких договоренностей с инвесторами нет, но Возняк не отчаивается. Он уверен, что средства найдутся. «У нас большие планы на этот год – достичь тысячи заказов в день и стать прибыльными», - рассказывает предприниматель.
«У нас большие планы на этот год – достичь тысячи заказов в день и стать прибыльными»
Wozward продолжает расти под управлением операционного директора. На вопрос IGate о том, в чем секрет такого количества успешных компаний, Возняк отвечает, что нужно просто много работать. «Постепенно ты настолько вникаешь в каждую деталь работы, что можешь улавливать тренды и тенденции, находить новые ниши», - рассказывает он. И добавляет, что не стоит тянуть с запуском и тратить время на дизайн. Напомним, аналогичный совет стартаперам давали и создатели проекта Preply.