Как стартапу пережить две клинические смерти: история сервиса «Дороги Украины» / Все новости / Главная

Сервис «Дороги Украины» поглотил тысячи долларов, сотни часов работы, пережил две «клинические» смерти и не принес ни цента прибыли. Почему он все еще развивается и кто в него инвестирует, читайте в статье IGate.

 

Степан Танасийчук, успешный 29-летний разработчик, создал веб-студию Stfalcon, чтобы заработанные деньги инвестировать в создание и развитие собственных проектов. Но самый известный и перспективный проект Танасийчука — «Дороги Украины», поглотив тысячи долларов, сотни часов работы и пережив два кризиса, пока не принес ни цента прибыли. В сегодняшней Украине его будущее туманно, тогда как, например, в Сан-Франциско муниципалитет в 2012 году выделил несколько миллионов долларов на разработку подобных технологий. Поэтому Степан смотрит в будущее с оптимизмом. Он видит перспективу в выходе на зарубежные рынки, благо дорог в мире миллионы километров и на поиск ям тратятся огромные суммы, пишет IGate.

 

Идея

Идея создать сервис, который позволит составить карту качества дорог в Украине, зародилась у Степана весной 2013 года. На тот момент Stfalcon разрабатывала корпоративный портал для крупнейшего в Германии автобусного перевозчика MeinFernbus. Танасийчук вместе с группой разработчиков поехал в Берлин знакомиться и налаживать коммуникацию с немецким офисом заказчика. Они часто ездили на автобусах по всей Германии и были поражены качеством автобанов и даже простых дорог.

 команда Дороги Украины

Когда Танасийчук вернулся в Украину, то увидел колоссальную разницу. «Однажды я проехал на автобусе по ямам, и у меня появилась идея записывать сотрясения телефона и привязывать их к GPS координатам», — вспоминает Танасийчук. Он решил, что так сможет создать карту качества дорог. С ней общество могло требовать от государства такого уровня ремонта и строительства дорог, которого хватит на много лет эксплуатации, а не на один-два года.

 

Первые три месяца после возвращения из командировки Танасийчук обсуждал идею с разными людьми, собирал отзывы. Когда стало понятно, что идея людям интересна, студия начала ее воплощать в жизнь. С самого начала никто не думал о бизнес-модели проекта — фактически он развивался на волонтерских началах. Просто у главного идейного вдохновителя было огромное желание изменить к лучшему ситуацию с ремонтом и строительством дорог в Украине. Контролировать их состояние, отслеживать, как оно меняется, влиять на тех, кто должен этим заниматься.

 

На разработку тратились деньги от дохода студии и шли в основном на оплату труда. Над проектом одновременно работало немного людей, в основном один программист. По мере необходимости подключались дизайнер, верстальщик, администратор сервера, разработчики мобильных приложений. Но работа не шла гладко. За последние два года жизни проект пережил две «клинические смерти».

 

Дважды «оживший» проект

Первая случилась, когда стало понятно, что разные телефоны оснащены разными акселерометрами (прибор, измеряющий проекцию кажущегося ускорения — прим. авт.), и они дают разные показания. Разные автомобили по-разному амортизируют на ямах. Еще показания зависели от того, где конкретно в автомобиле лежит телефон — на сиденье, в автомобильном держателе или в кармане. В результате на одной яме сервис получал противоречивые данные. «Мы с этим пытались бороться, но мало что получалось, и через несколько месяцев после запуска перестали активно тратить время на решение этих проблем», — говорит Танасийчук.

 

«Воскресить» проект помог новый сотрудник, заядлый автомобилист. Он предложил очень правильное решение – опубликовать сервис в текущем состоянии и дальше работать над улучшением. На улице была весна 2014 года, и карта была еще очень далека от совершенства. Тем не менее, после публикации разработчики увидели, что идея имеет огромный отклик у аудитории. В день регистрировалось по несколько тысяч человек. За неделю мобильные приложения сервиса вышли на первые места в категории «Транспорт» на App Store и Google Play. Вдохновленная команда снова включилась в активную разработку, засиживалась допоздна и на выходных.

 

Так продолжалось до конца лета 2014 года, пока в студии снова не пришли к выводу, что ключевые проблемы остались нерешенными, и карта все равно дает не объективную информацию. Тогда Танасийчук придумал найти математиков, чтобы они помогли внедрить в код проекта более точные алгоритмы обработки данных и уменьшить погрешность в их интерпретации. Вскоре на контакт со студией вышел математик из Донецка, но сотрудничество с ним с самого начала не сложилось.

 

После этой неудачи разработка снова зашла в тупик до января 2015 года. Тогда в команду пришла Юлия, новый менеджер по проектам, и с «горящими» глазами взялась за оживление проекта. Она быстро нашла две команды математиков, которые параллельно включились в работу над поиском оптимальных алгоритмов. «Мы постоянно оценивали работу каждой команды и через месяц выбрали одну, которая больше всего понравилась», — рассказывает Танасийчук. Выбор был сделан в пользу группы студентов с более простым и гибким подходом, чем у работавшей параллельно «профессуры». С помощью математиков разработчики проекта наконец решили главные проблемы, карта стала показывать более объективную информацию.

 дороги Украины

Специфика нового алгоритма проекта в то, что чем больше людей проехало по дороге, тем выше точность определения ее качества. Наиболее точное состояние отражается тех дорог, по которым проехало 50-70 человек. Для сравнения - сейчас из 36 тыс. зарегистрированных пользователей активных несколько тысяч.

 

Проблемы монетизации

Теперь главная проблема Танасийчука - монетизировать созданный проект или хотя бы окупить уже вложенные время и деньги. На сегодня с этим пока не складывается, хотя один инвестор уже есть. После релиза «Дороги Украины» заметил Роман Хмиль и в конце лета 2014 предложил свое финансовое участие. Но поскольку проект был еще сырой, Танасийчук брать деньги не спешил, а дождался начала 2015 года, когда были решены основные технические трудности. За определенную долю, размер которой Степан не раскрывает, Роман Хмиль вложил в «Дороги Украины» $5 тыс. С того момента началась активная работа по поиску путей монетизации.

 

Самый простой вариант был предложить пользователям платить месячную абонплату за использование сервиса. Но эта модель почти сразу была исключена после появления конкурента в лице похожего проекта мобильного навигатора Navizor. Его разработчики сразу задекларировали бесплатную модель пользования сервисом.

 

Тогда появилась идея продавать данные в Google, «Яндекс» и NAVITEL. «Они заинтересованы, мы с ними общаемся, но пока такое сотрудничество не рассматривают», — говорит Танасийчук. Тем не менее, он видит перспективу в таком варианте монетизации. В данных сервиса также может быть заинтересовано государство, например, в лице Министерства инфраструктуры.

 

По словам Танасийчука, каждое государство тратит огромные суммы, чтобы найти дефекты на дорогах: «Только власти Сан-Франциско тратят несколько миллионов долларов в год, чтобы найти дефекты дороги». Он рассказывает, что в 2012 году муниципалитет этого города даже проводил конкурс на создание приложения, похожего на «Дороги Украины». Оно должно было автоматически искать выбоины на дорогах и существенно экономить бюджетные средства города.

 

Перспективы

Не сдаваясь в поисках действенной модели монетизации, Танасийчук продолжает развивать продукт, улучшать алгоритм автоматической оценки качества дорог и строит планы по выходу на рынки стран Европы и Азии. «В мире дорог намного больше, чем в Сан-Франциско, и огромнейшие деньги идут именно на поиск дорожных ям. Поэтому мы продолжаем искать инвесторов и модели, которые позволят окупать затраты на разработку», — подводит итог Степан.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: