Недавно ученые-психологи из Университета Дерби (Великобритания) опубликовали результаты нового социологическго исследования. В своей работе они доказали существование нового типа технической зависимости – от смартфона. По мнению исследователей, сегодня 13 % пользователей имеют ярко выраженную психологическую зависимость от своего мобильного устройства. Среднестатистический человек проводит с гаджетом около 3,5 часов в сутки. Для молодежи эта цифра может быть гораздо выше. Напомним, более раннее исследование маркетинговой компании Childwise показало, что пользователи в возрасте от 5 до 16 лет проводят с электронным гаджетом около 6,5 часов в день.
Современная зависимость от смартфонов не является чем-то принципиально новым. Она пришла на смену зависимости от мобильного телефона. Еще в начале и середине нулевых годов психологи всего мира указывали на то, что пользователи «мобилок» часто испытывают сильный дискомфорт, оставшись без своего телефона. Это явление получило собственное название, «номофобия», от сочетания слов «no mobile phobia». Если человек не ожидает какого-либо важного звонка, но все равно впадает в состояние, близкое к панике, если его телефон разрядился, он – номофоб. В 2010 году около 53% опрошенных британцев признавалось в том, что сам факт потери возможности немедленно связаться с другим человеком заставляет их чувствовать тревогу и напряжение.
Еще одной популярной современной проблемой является интернет-зависимость. Об этом явлении впервые заговорили целых двадцать лет назад. Правда, по сей день интернет-зависимость является предметом споров. Одни психологи считают, что такая проблема действительно существует. Другие полагают, что интернет-зависимость — не отдельное расстройство, а лишь следствие других личностных проблем, вынуждающих человека бежать в сеть. Как бы там ни было, но многие действительно испытывают дискомфорт, если доступ к онлайну закрыт.
Одной из форм интернет-зависимости можно считать зависимость от социальных сетей. Исследователи из Бизнес-школы Чикагского университета (США) выяснили, что социальные сети вызывают у молодых американцев более стойкое психологическое привыкание, чем сигареты и алкоголь.
Часто с интернет-зависимостью ошибочно связывают и зависимость от онлайн-игр. Но, если первая до сих пор является предметом споров, то вторую уже официально включили в перечень психических расстройств. Пожалуй, зависимость от онлайн-игр пока является единственной по-настоящему опасной формой технической зависимости. Сегодня ее считают частной формой игровой зависимости, которая наблюдается, к примеру, у заядлых картежников, или людей, просаживающих деньги в залах игровых автоматов. Проблема, известная человечеству уже тысячи лет, сегодня обрела еще одну форму. Поскольку игровая зависимость может иметь весьма печальные последствия, с ней в мире борются достаточно активно. Так, в США существуют группы для анонимных игроманов, а в Японии создаются специальные реабилитационные клиники.
Вообще, в изучении современных технологических зависимостей царит неразбериха. Исследователям еще предстоит упорядочить и систематизировать многочисленные результаты исследований, чтобы отделить реальные проблемы от домыслов и спекуляций. Впрочем, сегодня многие соглашаются с тем, что зависимость от смартфонов может стать одной из наиболее серьезных. Все дело в универсальности этих устройств. Смартфоны, переняв у мобильных телефонов способность вызывать номофобию, обзавелись еще функциями компьютера. Таким образом, смартфон стал не только устройством для связи, но и терминалом для выхода в интернет, инструментом для общения в социальных сетях и игровой консолью. Все блага информационного пространства уместились в компактном корпусе, захватив с собой все потенциальные проблемы. Но это не единственный гаджет, которые вызывает привыкание. Осенью 2014 года в США офицеру ВМС медики поставили диагноз «зависимость от Google Glass». Гаджет, который еще не успел появится в широкой продаже, уже стал причиной привыкания.