Несколько дней назад компания Ericsson опубликовала отчет ConsumerLab, посвященный рынку телевидения и медиа в Украине - TV & Media Report. Согласно этому отчету, украинцы готовы платить в среднем около 300 гривен в месяц за видеоконтент. В то же время, компании-провайдеры платной видеоуслуги отмечают падение заинтересованности потребителя в платном ТВ-контенте на фоне общего финансового кризиса в стране.
Так, снижение темпа роста рынка платного телевидения в Украине в денежном выражении обусловили такие факторы, как:
Частичный отказ абонентов от услуг операторов платного телевидения в пользу универсальной программной услуги, а также резкое снижение платежеспособности населения;
Снижение доходов операторов платного спутникового доступа в связи с увеличением доли пользователей, предпочитающих использование бесплатных спутниковых каналов;
Стремительное развитие пиратского спутникового доступа;
Тяжелое экономическое положение в стране в целом и, как следствие, острый кризис неплатежей.
Отметим также, что отток части абонентов в сектор бесплатного спутникового вещания, помимо общего снижения платежеспособности граждан Украины, связан также и с удалением из пакетов операторов кабельного телевидения ряда рейтинговых телеканалов из-за увеличения объемов платежей правообладателям контента, в связи с их привязкой к курсу валюты.
Взгляд изнутри рынка: проблемы, выбор людей, преимущества
Президент провайдера теле- и интернет-услуг компании "Воля" Сергей Бойко назвал для IGate пять основных проблем рынка платного ТВ в Украине:
- Неравные условия ведения бизнеса.
До сих пор существует большое количество «серых», или «черных», провайдеров, которые предоставляют услуги, не соблюдая требований закона. Не все из них получили лицензию провайдера программной услуги от Национального совета по телевидению и радиовещанию, чего требует закон; многие при этом прикрываются технологической неграмотностью и двусмысленностью нормативной базы.
- Нечестная отчётность провайдеров перед правообладателями.
Наблюдаются факты воровства продуктов интеллектуальной собственности. Многие не имеют никаких договоров с правообладателями и показывают фильмы или обеспечивают доступ своим абонентам к телеканалам, не платя ни за какие права на контент. Другие, хотя и имеют подобные договоры, сознательно и существенно занижают количество пользователей, зрителей и абонентов, за которых они отчитываются перед правообладателями и делают лицензионные отчисления. Таким образом наносится вред тем, кто производит контент.
- Отсутствие технологической нейтральности.
До сих пор так и не принята новая редакция Закона о телевидении и радиовещании, которая уравнивает условия ведения бизнеса при использовании разных технологий доставки сигнала − Интернета, спутника, кабельных сетей, эфира. Это, в свою очередь, приводит к перекосам и переходу провайдеров услуг на ту или иную технологическую платформу. Данное положение вещей противоречит ратифицированному в Украине и вступившему в силу 1 января 2016 года договору «Об Ассоциированном членстве в Европейском союзе», где чёрным по белому написано, что мы обязаны привести своё законодательство в соответствие с европейскими директивами, в частности, обеспечить технологическую нейтральность.
- Низкая культура ведения бизнеса.
К сожалению, далеко не все провайдеры понимают, что такое честная конкуренция, этика поведения на рынке, честная реклама. Не хватает, как мне кажется, самоорганизации участников рынка, которые утвердили бы правила этического поведения на рынке, иными словами, правила честной конкуренции. Надеюсь, что это самая меньшая из проблем, и её возможно решить уже в текущем году, однако воспитание рынка - дело кропотливая и постоянное.
- Падение в условиях экономического спада спроса на продукты провайдеров рынка телекоммуникационных услуг, а также снижение платёжеспособности населения.
Это падение спроса затрагивает, в частности, пакеты платного телевидения и Интернета. Здесь от государства требуется стимулировать производство и предоставление таких услуг, возможно, путём установления неких налоговых преференций. К сожалению, мы пока не видим этого, наоборот, наблюдаем попытки внедрения новых дополнительных налогов и регуляторных сборов в тех законопроектах, которые курсируют в недрах Верховной Рады.
Изменение доли рынка платного ТВ в 2015
По данным исследования, проведенного компанией iKS-Consulting, уровень проникновения услуги платного телевидения в украинские квартиры и дома составляет около 37%. В течение последнего времени наблюдается некоторое снижение данного показателя в связи с аннексией Крыма, оттока абонентов операторов кабельного телевидения на оккупированных территориях, а также динамичного снижения количества платных спутниковых подключений.
В то же время, «Воля» не ощутила существенного изменения доли платного ТВ на рынке в 2015 году.
«Воля» продолжает лидировать по количеству подписчиков с долей рынка в 55%. Преобладающее количество наших абонентов сейчас пользуются услугами цифрового телевидения. При этом важно отметить, что у нас растет количество клиентов, которые пользуется двумя (ТВ+Интернет) и больше услугами компании, что положительно сказывается на наших основных показателях», - отметила директор по маркетингу компании «Воля» Виктория Цомая.
По ее словам даже недавнее поднятие цен на услуги, предоставляемые провайдером, не повлияло на пользовательские предпочтения и не привело к увеличению оттока пользователей. Компании удалось избежать негативных последствий роста цен на услуги за счет его минимизации для отдельных категорий абонентов, а также того, что этот процесс не коснулся социальных пакетов.
Что смотрят люди
В компании отмечают, что наиболее популярными украинскими телеканалами являются такие как 1+1, СТБ и ICTV. А тройку лидерства среди зарубежных каналов успешно удерживают российский «Дождь», Discovery Science и Nat Geo.
В «Воле» подчеркивают, что тенденцией последнего времени стал значительный рост абонентов с высоким уровнем ARPU, пользующихся пакетом «Расширенный», а также другими пакетами, которые создают для них дополнительную ценность, таких как, к примеру, продукты премиального уровня «ВОЛЯ Power Time» и «ВОЛЯ Turbo HD».
Если подводить итоги, можно смело говорить о том, что украинцы начали приходить к пониманию того, что выбор качественного контента, представляющегося в хорошем качестве стоит денег, и готовы за него платить.