Буквально вчера украинцы узнали о том, что милых их сердцу (и кошельку) «купонов» на всевозможные скидки от Groupon больше не будет. Компания прекратила свою деятельность в Украине в один день завершив все текущие акции и свернув все предложения.
К чести компании стоит отметить, что все купоны, оказавшиеся на момент закрытия на руках у своих покупателей, продолжат свое действие вплоть до 25 февраля. Не то, чтобы уж очень много, но, если вы не успеете истратить приобретенную услугу до указанной даты – компания обещает вернуть вам потраченные на покупку купона средства на вашу банковскую карту.
Свернул свою работу не только сайт компании, удалены также и аккаунты Groupon-Украина в социальных сетях Facebook, Twitter и ВКонтакте. Вместо привычного user-friendly интерфейса на сайте Groupon висит скромная и лаконичная табличка с текстом о том, что компания с сожалением прощается со своими клиентами.
Заглянем в историю
Groupon пришел на рынок Украины жарким летом далекого 2010 года, находясь на пике своей популярности во всем мире. Сервису не пришлось прокладывать себе дорогу сквозь тернии непонимания – активную рекламу, а также определенное «привыкание» украинцев к купонным сервисам на тот момент уже обеспечила компания Darberry, которой к тому времени уже удалось завоевать большую часть рынка стран СНГ.
Аналогичные приобретения американская компания сделала и в других странах - в Европе был куплен сервис Citydeal, а в Японии - Qpod.jp.
Стартовав в Украине в 2010 году Groupon активно развивался, привлекая все больше партнеров и наращивая доходность. Украинцы привыкали к "западному" удобству а средний чек услуги неуклонно рос.
Казалось, ничто не предрекало беды...
Однако в конце 2014 года Groupon покинул рынок Скандинавии, весной 2015 года был продан контрольный пакет Groupon India, также была прекращена деятельность сервиса в Турции и Греции.
В сентябре 2015 года компания распрощалась с Марокко, Панамой, Филиппинами, Пуэрто Рико, Тайванем, Тайландом и Уругваем. В ноябре было объявлено о закрытии еще четырех офисов в Норвегии, Дании, Финляндии и Швеции. После чего настал черед Украины.
Той же осенью 2015 года Groupon объявил о намерении сократить 1,1 тыс. рабочих мест по всему миру в рамках реструктуризации международных операций. А 4 ноября прошлого года акции рекордно рухнули на целых 25% до $2,9.
Стоит отметить, что на сегодняшний день рыночная капитализация Groupon составляет всего $1,6 млрд, тогда как в 2011 году сервис скидок оценивался более чем в $12 млрд.
За последние пять лет стоимость акций компании упала в 10 раз: с пиковых $26,11 за акцию до нынешних $2,6. По итогам третьего квартала 2015 года выручка компании снизилась на 2% в годовом выражении, не смотря на довольно неплохой прирост доходов на рынке США (+11%). Убыток Groupon по итогам третьего квартала составил $27 млн.
И все-же, почему ушел Groupon?
Если рассматривать общую активность компании на рынке Украины – можно отметить, что Groupon довольно давно отказался от наполеоновских планов на рынке нашей страны. Не было больших рекламных бюджетов, красивых компаний, попыток удержать свое место на рынке среди активно подымающих голову конкурентов.
«Принятие этого решения было нелегким. Мы оценили наше присутствие в мире и тщательно изучили рынки, на которых потенциал рынка соответствует необходимым инвестициям. Поскольку мы не видим возможностей для прибыльной деятельности в ближайшем будущем, мы приняли сложное решение прекратить нашу деятельность здесь», — сообщается в официальном письме Groupon-Украина.
Возможно, компанию подтолкнуло к такому решению общемировое падение рынка купонной распродажи. Во всем мире скидочные купоны постепенно приедаются и начинают привлекать все меньше новых потребителей. А конкурировать с интернет-гигантами вроде Amazon или eBay у Grouponа не очень-то получается.
Мнения:
«Они говорят «нам нужны новые потребители», — и увеличивает расходы на маркетинг, — считает аналитик B Riley & Co Самит Синья. — Инвесторы боятся потерять свои деньги, ведь конкуренты Groupon очень сильны».
В своем комментарии для IGate глава холдинга «Интернет-Инвест» Александр Ольшанский отметил, что уход Groupon из Украины был довольно закономерным событием. «Они все закрываются – подобные сервисы купонов и скидок. Ничего странного в этом нет, им сейчас уже просто нечего делать на рынке», - считает ИТ-бизнесмен.
Подобной точки зрения придерживается также и Евгений Сысоев, сооснователь, управляющий партнер и СЕО инвестиционного фонда AVentures Capital: "Думаю это не из-за украинского риска, а в целом их бизнес в мире терпит затруднения", - отметил он.
В то же время, в условиях кризиса и резкого снижения покупательной способности населения в Украине другие скидочные интернет-проекты показали довольно удачный рост доходов. Так, руководитель проекта Skidochnik Василий Степанюк отмечает, что по итогам трех недель 2016 года продажи купонов выросли в среднем на 20-25% в сравнении с тем же периодом 2015.
Кроме того, нельзя не отметить, что с уходом Groupon ситуация для местных игроков на рынке улучшится – появится свободная аудитория, привыкшая пользоваться услугами скидочных сервисов. Так что тем, кто хочет развиваться – зевать не придется.