Сегодня многие пользователи Интернета имеют по несколько аккаунтов на различных сайтах. Главная и самая очевидная причина этого – человек попросту забывает пароль и не может его восстановить, потому вынужден регистрироваться заново. Но часто бывает и так, что пользователь регистрирует новый аккаунт, чтобы использовать его параллельно с основным. Если связь между основным и дополнительным аккаунтами не афишируется, то речь идет о т.н. виртуале – клоне.
По некоторым независимым оценкам количество таких виртуалов в социальных сетях может достигать до 15% от общего числа пользователей. То есть, к примеру, "ВКонтакте" при 260 миллионах зарегистрированных пользователей может насчитываться несколько десятков миллионов клонов.
Причины регистрации клонов разнятся. Если место действия – социальная сеть, то виртуал часто может использоваться для того, чтобы скрыть от друзей и знакомых сомнительные контакты или участие в компрометирующих сообществах. Клон может быть инструментом обхода действующей блокировки или, напротив, создается для того, чтобы безболезненно пожертвовать им после какой-либо хулиганской выходки или троллинга.
Иными словами, сегодня использование виртуала в Интернете – одно из популярных средств сохранения относительной анонимности.
Тем не менее, все чаще клоны используются для более масштабных целей, чем сокрытие собственной личности. В руках умелых манипуляторов они становятся эффективным средством воздействия на интернет-аудиторию и помогают формировать общественное мнение.
Такой эффект становится возможным благодаря одному из базовых свойств человеческой личности – конформности. В большей или меньшей степени каждый человек подвержен воздействию общества. Еще в 1951 году американский психолог Соломон Аш провел простой и наглядный эксперимент. Группа из восьми человек сравнивала длину параллельных линий. Семеро были "подсадными", лишь один - испытуемым.
Когда семеро начинали утверждать, что две одинаковые линии отличаются длиной, испытуемый также начинал сомневаться в объективности своих суждений. Некоторым из участников экспиримента было психологически проще принять мнение большинства, чем настаивать на своем, вопреки коллективу.
С каждым днем Интернет становится все более социальным пространством. Если на заре своего развития Сеть была пристанищем горстки интеллектуалов и технических специалистов узкого профиля, то сегодня она представляет собой срез общества во всех его проявлениях.
Те модели и законы, которые действуют в реальной жизни, становятся применимыми и для Интернета.
Как следствие, накрученные клонами результаты какого-либо опроса легко введут в заблуждение доверчивого пользователя. Исследования указывают, что при совершении покупок в интернет-магазинах покупатели обращают внимание на позиции, имеющие большое количество отзывов и, наоборот, могут проигнорировать товар, который никто не прокомментировал. Это означает, что отзывы, оставленные заинтересованным лицом с помощью нескольких виртуальных аккаунтов, окажут воздействие на выбор клиентов.
Если магазин использует в маркетинговых целях социальные сети, виртуальные пользователи также крайне полезны для улучшения продаж.
Как сообщают специалисты, активное использование 150 клонов в течение двух месяцев может повысить продажи магазина на 35%.
В определенных случаях (но не всегда) администраторы ресурсов имеют техническую возможность определить виртуалов и принять меры по их ликвидации. Но это касается лишь тех клонов, которых не особо сильно пытался спрятать хозяин. Часто даже простой программы-анонимайзера достаточно, чтобы скрыть происхождение аккаунта. И, само собой, никакая администрация не станет устранять виртуалов, которые ей выгодны.
А потому, чтобы не стать жертвой манипулирования, в первую очередь, следует полагаться на себя. Пока не придумано лучшего средства по борьбе с виртуалами, чем собственное критическое мышление.