Эмоциональный интеллект – гибкий навык, позволяющий человеку распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Сегодня исследователи сходятся во мнении, что для достижения успеха эмоциональный интеллект важен не менее, а то и более, чем интеллект в его классическом понимании. О том, что такое эмоциональны интеллект, и как правильно его использовать, рассказывает книга Валерии Козловой «Технология EQ-Boost: Как использовать эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни». Далее IGate публикует отрывок из этой книги.
Мы всегда знаем, чего хотим, но достигаем этого не всегда. Разница между двумя точками, той, где мы сейчас и той, в которую мы стремимся – в эмоциональном интеллекте. Если вы в момент прочтения этой книги можете себе сказать: «Я точно знаю, где могу быть, но пока не там», вы один из таких людей, и для того, чтобы две точки сошлись, вам понадобится эмоциональный интеллект. Именно использование эмоций в дополнение к рациональным знаниям того, что нужно делать, дают вам возможность достичь желаемого. Точно так же, как игнорируемые эмоции мешают вам добраться до точки, которую вы себе назначили.
Люди редко задумываются об эмоциях как о чем-то, способном нанести реальный вред карьере или бизнесу. Тем не менее, в стрессе, когда вы напуганы, когда у вас горят сроки или дедлайны, проваливается сделка или на кону очень высокие ставки, вы находитесь под воздействием сильных эмоций, которые перекрывают вам доступ к информации по двум важнейшим взаимосвязанным каналам. Первый из них ведет к ресурсу приобретенных ранее знаний – именно этот канал из-за сильных эмоций закрывается от студента, который перед экзаменаторами не выдает все то, что усердно учил весь год. Второй канал связан с восприятием внешних вербальных и невербальных сигналов, которые подает человеку собеседник. Если этот канал закрыт, человек не сможет адекватно оценить сигналы, исходящие от партнеров по переговорам, он будет выбирать неточные формулировки, не сможет подстроиться под собеседника и ему будет сложнее успешно провести коммуникации.
Для того, чтобы доступ ни к первому, ни ко второму каналу не закрывался, чтобы мы видели мир широко и качественно, и существует эмоциональный интеллект. Это менеджмент эмоций, позволяющий превращать их из стопперов в помощников для достижения нужного результата.
Эмоциональный интеллект возвращает рычаги управления ситуацией в наши руки, дает доступ к хранилищу рациональных знаний в нашем мозге и снимает блоки, которые мешают нам их использовать.
Однажды мой клиент ехал на важнейшие переговоры, и мы с ним договорились, что для успеха ему важно держать определенный уровень тонуса и напряжения. А в моменты, когда им будет овладевать страх провала переговоров, он будет применять упражнения для расслабления, которые дал ему инструктор по йоге. До работы над эмоциональным интеллектом клиент не мог заставить себя использовать эти упражнения и даже не мог о них вспомнить – потому что полностью был под властью эмоций, они управляли им. Он не только долгое время пребывал в таком состоянии, но и проводил в нем встречу. Управляя своими эмоциями при помощи технологии EQ-Boost, он смог достичь состояния, в котором упражнения из йоги сами пришли в голову.
Эмоциональный интеллект делает возможной работу с командами и в командах. Межличностное общение проходит не только на рациональном уровне, но и на эмоциональном. Все люди разные, у всех разные болевые точки и разное настроение. За достижение результата и сохранение продуктивности в разнообразной команде, состоящей из большого количества людей, ответственен эмоциональный интеллект.
«А теперь нам нужно сдать релиз и не сожрать друг друга»
В 1981 году психологи Говард Фридман и Рональд Ридджо доказали, что даже не применяя вербальную коммуникацию, люди оказывают друг на друга сильное эмоциональное воздействие: если три незнакомых человека сядут напротив друг друга и проведут так молча пару минут, настроение самого эмоционального из них передастся остальным. В 2000 году исследование 70 рабочих коллективов в компаниях разных отраслей провели Кэролайн Бартел из Нью-Йоркского университета и Ричард Сааведр из Мичиганского университета. Ученые пришли к выводу, что после двух часов пребывания в одном помещении у группы устанавливается общее – плохое либо хорошее – настроение. Люди влияют друг на друга таким образом, что изменяются даже физиологические параметры: через четверть часа приятного разговора в одной комнате у двух собеседников оказываются схожими даже биотримы – в том числе, пульс.
Использование эмоционального интеллекта поможет создать команду, которая будет работать в синергии, высоко продуктивно и в течение длительного времени.
Клиенты постоянно задают мне вопросы о том, как разговаривать с руководителем, который их не слышит. Можно, конечно, предположить, что часть из них правы, и их действительно не слышат. Однако чаще всего причина оказывается в эмоциональной незрелости сотрудников. Потому что им мешают те эмоции, которые их обуревают в момент, когда начальник идет по коридору.
Отсутствие умения коммуницировать с сотрудниками, которые выше по иерархии, зачастую выступает критическим фактором для достижения результата. Роль эмоционального интеллекта в организации коммуникаций разного иерархического уровня – ключевая.
Факторы эмоционального интеллекта играют ведущую роль и в переговорах. Долгое время исследователи считали иначе – с момента издания гарвардскими учеными Роджером Фишером, Уильямом Юри и Брюсом Паттоном книги «Переговоры без поражения», где они рационально и логично обосновали свою стратегию win-win.
Этот метод стал передовым – переговоры во всех сферах жизни и в бизнесе начали проводить именно по такой стратегии. Ее применяли даже в ФБР и Полицейском управлении Нью-Йорка. Однако после серии неудачных переговоров с террористами, многим стоивших жизни, ученые начали искать в стратегии отсутствующий компонент. Им оказалась эмоциональная составляющая переговоров, которую ученые не учли. Так научный мир пришел к тому, что не всегда нужно делать ставку на рациональное, чтобы достичь успеха в переговорах.
Сайт книги - https://www.eqboost.com.ua/