Исследование: Беспилотные автомобили игнорируют пешеходов / Все новости / Главная

Количество смертельных ДТП с участием пешеходов не только не снизилось за последнее десятилетие, но, напротив, увеличилось почти на 35%. Казалось бы, появление автомобилей, оборудованных функциями автопилота и системами автоматического экстренного торможения, должно решить проблему. Но нет. 

Исследователи Американской автомобильной ассоциации изучили четыре самых популярных автомобиля 2019 года, оборудованных системами экстренного торможения - Chevrolet Malibu, Honda Accord, Tesla Model 3 и Toyota Camry. И, как выясняется, перед пешеходами они тормозить отказываются.

Активные системы безопасности

Система экстренного торможения и функция автоматического обнаружения пешеходов - две ключевые особенности, которые составляют функционал ADAS (advanced driver-assistance systems, передовые системы помощи водителю). По сути, ADAS является частью беспилотной технологии, но рассчитан, прежде всего, для помощи живому водителю. Камеры, автомобильные радары, ультразвуковые датчики и даже лазерные сенсоры Lidar задействуются для того, чтобы автомобиль мог анализировать окружающий мир и предупреждать водителя о потенциальных угрозах. 

Системы экстренного торможения должны срабатывать автоматически, если автомобиль понимает, что иначе столкновения не избежать. Лучше всего они работают на малых скоростях, так как на скорости свыше 50 километров в час машина уже не успевает затормозить достаточно оперативно. Тем не менее, как показывает статистика, экстренное торможение реально снижает тяжесть столкновений и ущерб в случаях, когда один автомобиль “догоняет” другой. С людьми все обстоит сложнее. 

Хотя системы экстренного торможения используются во многих современных автомобилях, не все они умеют обнаруживать пешеходов. Для этого автомобиль должен быть оснащен более продвинутой системой компьютерного зрения. Такая система в режиме реального времени следит за перемещениями людей вокруг и анализирует их траектории. 

Тест на манекенах

В теории, анализировать эффективность компьютерного зрения можно в виртуальной симуляции. Тем не менее, тесты на манекенах оказываются более эффективными и репрезентативными. Именно такие физические тесты проводились Американской автомобильной ассоциацией на полигоне в Калифорнии.

Испытания проводились на сухом асфальте в зоне, имитирующей четырехполосную магистраль со сплошной линией, разделяющей две средние полосы. Один из тестов включал фрагмент искривленного вправо спидвея с радиусом поворота около 17 метров. Также в тестах принимали участие манекены взрослых и детей, движущиеся со скоростью 5 км/ч слева направо наперерез движению испытуемого автомобиля. 

В ходе каждого теста фиксировались расстояние и время, за которое бортовой компьютер выдавал визуальное предупреждение об опасности или активировал экстренное торможение. Если столкновение происходило, фиксировались скорость и сила удара. 

К сожалению, результаты всех тестов оказались очень неоднозначными. Chevrolet Malibu, движущийся на скорости 32 км/ч обнаруживал взрослого пешехода, в среднем, за 2,1 секунды и 19,2 м до удара. Ни в одном из пяти тестов он не смог эффективно применить торможение для снижения скорости. В среднем, на момент удара Chevrolet замедлялся с 32 км/ч до 4,5 км/ч и предупреждал водителя за 1,4 секунд и 12,7 м до удара. Правда, в двух случаях система экстренного торможения вообще не была задействована, хотя бортовой компьютер обнаружил пешехода.

Tesla Model 3 справилась чуть лучше. На скорости 32 км/ч она также сбила пешехода во всех пяти тестовых заездах, но, по крайней мере, скорость и сила удара была меньшей. 

Honda Accord выступила лучше. Несмотря на то, что борткомпьютер уведомлял водителя намного ближе к пешеходу (время до столкновения - 0,7 секунды, расстояние - 9,7 м), в трех случаях из пяти система экстренного торможения смогла сама предотвратить наезд. В четвертом тесте автомобиль лишь слегка толкнул манекен на скорости 1 км/ч.

Лучше всего показала себя Toyota Camry. Она выдавала визуальное предупреждение за 1,2 секунды и 10,8 до потенциального удара. Но при этом машина успела вовремя остановиться и избежать столкновения во всех пяти тестах.

Когда испытатели повысили скорость тестов с 32 км/ч до 48 км/ч, результаты сильно ухудшились. На этой скорости избежать удара не смог ни один автомобиль. Только Honda Accord смогла замедлиться до 8 км/ч на момент столкновения с манекеном. 

Важно отметить, что это были самые простые тесты, в которых ничто не мешало обзору камера автомобилей. В более сложных испытаниях все оказалось более плачевно. 

Сложные тесты

В ходе одного из сложных тестов рядом тестовой полосой были припаркованы два автомобиля. Из пространства между припаркованными машинами на путь тестируемого автомобиля выдвигался манекен ребенка. То есть, изначально манекен был скрыт от камер. 

Каждый автомобиль испытывался не менее четырёх раз на скорости 32 км/ч. Если визуальное оповещение срабатывало хотя бы раз, выполнялся дополнительный пятый тет на тех же 32 км/ч. Если система экстренного торможения срабатывала, как минимум, в трех тестах, то задача усложнялась и автомобиль тестировался уже на скорости 48 км/ч. 

На 32 км/ч Chevrolet Malibu замедлился лишь в двух из пяти тестов, и успел снизить скорость лишь до 5 км/ч. Tesla Model 3 не смогла затормозить ни разу. Но, по крайней мере, Malibu и Model 3 предупреждали водителей об опасности. Toyota Camry, которая в простом тесте показала себя лучше всех, при наличии препятствий вообще ни разу не смогла заметить ребенка-пешехода. Honda Accord справилась лучше всех, избежав удара в двух случаях из пяти.

Самыми печальными оказались результаты испытаний на изогнутой дороге. В этом тесте только Chevrolet Malibu сумел заметить пешехода. Правда, предупреждение он выдал, когда до удара осталось 0,4 секунды, а расстояние до пешехода составляло 2,9 м. Ни Honda, ни Tesla, ни Toyota ни разу не заметили пешехода и не предупредили водителя. 

Ни один из четырех автомобилей не смог идентифицировать двух пешеходов, стоящих в центре дорожного полотна на разделительной линии. 

Тесты в условиях низкой освещенности тоже оказались неудовлетворительными. Они проводились на скорости 40 км/ч через час после захода солнца. Уличные фонари были отключены, но автомобили двигались со включенными фарами. Ни одна из четырех машин не смогла обнаружить пешехода, предупредить водителя или начать торможение.

В общем, исследование явно показало, что водителям нельзя полагаться ни на какие автоматические системы безопасности. Ни “автопилот”, ни экстренное торможение не выполняют своих задач должным образом. А потому, даже если вы садитесь за руль ультрасовременной машины, не ждите, что она будет делать вашу работу за вас. В плане вождения самый “умный” автомобиль мало отличается от авто пятидесятилетней давности. А потому - крепко держите руль и внимательно следите за дорогой. 

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: