Активация особых клеток в мозге замедляет старение и продлевает жизнь / Все новости / Главная

Ученые из Университета медицины Вашингтона в Сент-Луисе обнаружили нейронный путь в мозге, активизация которого способствует увеличению продолжительности и улучшению качества жизни у грызунов. Это открытие может стать ключом к борьбе со старением и у людей.

В ходе исследования был найден канал связи между мозгом и жировыми запасами, играющими ключевую роль в энергосистеме организма. С возрастом эта связь ослабевает, что приводит к проблемам со здоровьем, таким как набор веса. Однако ученым удалось активировать эту систему у мышей, тем самым противодействуя негативным возрастным изменениям и продлевая их жизнь.

Как это работает?

Ключевую роль в процессе играет группа нейронов в дорсомедиальном гипоталамусе. Их активность приводит к выработке белка Ppp1r17, запускающего цепную реакцию, которая активирует белую жировую ткань. Она начинает выполнять две функции: во-первых, высвобождает жирные кислоты в кровоток для обеспечения физической активности; во-вторых, производит фермент eNAMPT, питающий мозг.

Однако с возрастом активность системы снижается. Белок Ppp1r17 покидает ядра нейронов, ослабляя силу их сигналов. Нервная связь с жировой тканью ослабевает, приводя к накоплению жира и снижению доступной энергии.

Исследователи попытались обратить вспять этот процесс двумя способами: отключив у пожилых мышей гены, участвующие в ослаблении сигнала, и дополнив их рацион ферментом eNAMPT. В обоих случаях у грызунов наблюдалась повышенная активность, меньшее количество внешних признаков старения и более продолжительная жизнь. Они прожили на 60-70 дней (около 7%) дольше контрольной группы.

Пока применение этого метода на людях находится на ранней стадии, однако ученые оптимистичны. Достижение такого же 7% увеличения продолжительности жизни человека может означать дополнительные пять лет к ожидаемой продолжительности жизни в 75 лет. Более того, эти годы будут проходить в лучшем физическом состоянии.

Исследование было опубликовано в журнале Cell Metabolism.