Мы все замечали, что время течет по-разному: в скучном занятии оно тянется бесконечно, а во время интересной деятельности пролетает незаметно. Новое исследование активности мозга позволило ученым приблизиться к пониманию того, как наш мозг отслеживает время.
Мозг - не часы
Оказывается, мозг не работает как часы, отсчитывая секунды, минуты и часы. Вместо этого он ориентируется на количество событий или переживаний. То есть, важно не столько реальное время, проведенное за каким-либо занятием, сколько то, сколько всего произошло за это время.
Исследователи из Университета Невады в Лас-Вегасе (UNLV) изучили активность передней поясной коры (ППК) головного мозга, которая отвечает за мониторинг деятельности и отслеживание опыта.
Для этого ученые заставили крыс выполнять повторяющуюся задачу, в которой им приходилось реагировать на сигнал 200 раз. Попутно исследователи отслеживали активность в ППК животных. В частности, они хотели проверить, как меняются паттерны мозга между первым и 200-м выполнением задачи, и как более быстрый или медленный темп выполнения влияет на мозговую активность.
Команда обнаружила, что мозговая активность при каждом повторении задачи немного отличалась от следующего, и со временем эти различия значительно увеличивались. По сути, первый и второй раз могут быть похожи, но 50-й раз очень отличается от первого, а 100-й - отличается еще больше. Интересно, что общая активность мозга была схожей независимо от того, сколько времени потребовалось крысам для выполнения всей задачи.
В качестве примера исследователи используют гипотетический сценарий с двумя рабочими на фабрике, которым поручено сделать по 100 деталей. Неважно, что один закончил свою работу за 30 минут, а другой за 90 минут – их паттерны мозговых волн на протяжении всего процесса будут выглядеть примерно одинаково. Более того, у них может быть даже одинаковое грубое «ощущение» прошедшего времени.
По словам ученых, все это означает, что мозг не просто фиксирует время, а скорее оценивает его по количеству событий. Понимание того, как мозг воспринимает время, поможет лучше разобраться в механизмах памяти и процессах обучения.
Результаты исследования опубликовано в журнале Current Biology.