Искусственный интеллект уже может поддерживать связный диалог с человеком. Так почему бы не использовать это свойство для создания внутриигровых персонажей? Попытки уже были, и они пока не слишком удачны.
В последнее время большие языковые модели (LLM) и генеративный ИИ стали горячими темами в индустрии видеоигр. Несмотря на привлекательность использования этих инструментов, технология ИИ еще не достигла уровня, на котором она может постоянно производить качественный контент без человеческой помощи. Впрочем, энтузиасты уже экспериментируют с искусственным интеллектом, пытаясь встроить его в существующие игры.
Экспериментальные моды
Моддинг-сообщества начали использовать платформы вроде ChatGPT, чтобы дать голос неигровым персонажам (NPC) и компаньонам в таких играх, как Skyrim и Stardew Valley.
Один из таких модов, созданный моддером под ником DualityOfSoul, использует API ChatGPT от OpenAI для расширения многих диалоговых деревьев NPC в игре Stardew Valley. Обычно игроки могут разговаривать с NPC только несколько раз в день, но мод "AI Valley" от Duality на Nexus Mods дает компьютерно управляемым персонажам достаточно свободы, чтобы вести долгие свободные разговоры.
Другой моддер, Tylermaister, разработал мод для Skyrim, используя тот же API, чтобы создать компаньона, который может связно разговаривать на любую внутриигровую тему. Компаньон по имени Херика имеет не только знания о мире игры, но и понимание внутриигровой карты. Например, если игрок спросит ее, где находится Рифтен, она сможет описать местоположение этого города.
В демонстрации проекта игрок спрашивает Херику, где находится замок Драконий Предел. Она не только дает правильный ответ, но и понимает, что они с игроком в настоящее время находятся всего в нескольких шагах от этой крепости.
Проблемы технологии
Подобные моды могут выглядеть весьма впечатляюще. Кажется, что искусственный интеллект может уже сейчас разнообразить и расширить диалоги в играх. Но, к сожалению, пока у технологии есть несколько недостатков.
Первая проблема - стоимость
Использование API ChatGPT стоит денег. The Verge отмечает, что это всего лишь доли цента за строку диалога, что не так уж много. Но важно понимать, что цена растет с каждым диалогом. Кроме того, чем больше пользователей используют мод, тем дороже становится его поддержка. Выходом могла бы стать платная подписка, но абсолютное большинство игроков не станет платить деньги за использование модификации.
Ситуация может измениться в будущем, когда технологии позволят обрабатывать искусственный интеллект локально на компьютере пользователя. Но пока для этого требуется подключение к внешнему сервису, особенно платному, подобные решения не будут популярными.
Вторая проблема - неестественная озвучка
Диалоги с искусственным интеллектом могут выглядеть неплохо в виде текста. Но когда тот же ChatGPT пытается их озвучивать, сразу же становится ясно, что перед тобой машина. Не помогают даже небольшие корректировки скорости речи, призванные имитировать волнение NPC.
В видео выше можно услышать, как Херика ускоряет темп речи и повышает тональность голоса, произнося что-то интересное. Это интересно, поскольку указывает на то, что модель может динамически распознавать ситуацию. То есть, искусственный интеллект понимает, когда нужно имитировать эмоции. Вот только делает это не очень удачно и убедительно.
Последняя модель GPT-4o от OpenAI способна разговаривать более реалистично. Но, к сожалению, Ее личность такая же шаблонная, как у ChatGPT 3.0.
Третья проблема - чрезмерная вежливость
Главная проблема на данный момент - ограничения, которые устанавливают на искусственный интеллект сами разработчики. Все модели искусственного интеллекта преднамеренно “кастрируют”, чтобы они были тошнотворно вежливыми, политкорректными и дружелюбными.
И даже если вы попытаетесь настроить модель на отыгрыш злого и негативного персонажа, у вас не получится ничего убедительного. Очевидно, что диалог с внутриигровым бандитом, который не ведет себя как бандит, не принесет игрокам ничего, кроме разочарования.
Четвертая проблема - галлюцинации и ошибки
Наконец, не стоит забывать, что диалог с NPC под управлением актуальных моделей ИИ может очень быстро “сойти с рельсов”. Каждый, кто пытался вести долгие диалоги с искусственным интеллектом, знает, что тот все еще подвержен галлюцинациям и может внезапно выдать что-то, совершенно ошибочное или вырванное из контекста.
В мире игры это означает, что персонаж под управлением ИИ может начать выбиваться из предписанной ему роли, оперировать неверной информацией или фактами, которые данный персонаж знать не должен.
Что со всем этим делать?
Просто ждать. Конечно, было бы здорово увидеть игру, в которой персонажи были бы способны вести осмысленные диалоги, а не оперировать набором готовых реплик. Но пока технологии не позволяют реализовать это на приемлемом уровне.
Впрочем, учитывая скорость развития искусственного интеллекта, думаю, ждать остается не так уж долго. Вероятно, уже в течение пяти-десяти лет модели искусственного интеллекта перестанут галлюцинировать и научатся достоверно имитировать эмоции. Ну а после этого их интеграция в игры будет практически неизбежной.