О том, каким был прошлый год для рынка антивирусного ПО, будет ли рост в 2015-м и какой сегмент рынка больше всего нуждается в защите, управляющий директор Kaspersky Lab в регионе северо-восточной Европы, рассказал в интервью IGate.
Kaspersky Lab на рынке антивирусного ПО вот уже 18 лет. Сегодня компания входит в четверку ведущих мировых производителей защитных систем. По данным аналитической компании IDC, в 2014 году доля Kaspersky Lab на украинском рынке сократилась на 7%. Во многом на падение доли повлияло то, что компанию бойкотировали как российского производителя. А также то, что в США разразился скандал после того, как Kaspersky Lab обвинили в сотрудничестве с ФСБ. Несмотря на сложную ситуацию, Александру Савушкину удается удерживать позиции и запускать новые проекты. О том, каким был прошлый год для рынка антивирусного ПО, будет ли рост в 2015-м и какой сегмент рынка больше всего нуждается в защите, управляющий директор Kaspersky Lab в регионе северо-восточной Европы, рассказал в интервью IGate.
Кто лидирует на мировом рынке антивирусного ПО?
На протяжении последних трех лет глобальный рынок антивирусных решений почти не изменился. Kaspersky Lab входит в четверку крупнейших вендоров-производителей защитного ПО. Чтобы занять место в тройке, думаю, нам потребуется еще пару лет.
Что мешает сделать это в этом году? За счет чего будете расти?
Мировой рынок защитного ПО сейчас растет не так быстро, как в прошлые годы, хотя многое зависит от региона. Условно говоря, если в Европе компания выросла на 15%, то в Латинской Америке этот показатель меньше. Рынок Восточной Европы, куда входит Украина, растет совершенно иначе, в том числе из-за курсовой разницы.
Как развивается рынок в Северо-Восточном регионе?
Основным рынком из стран, за которые я отвечаю, разумеется, является Украина. Тут, по данным IDC, в 2014 году антивирусный рынок сократился на 16%, сейчас он составляет 6,3 млн. долларов. Рынок ПК и мобильных устройств сократился значительно больше: по данным IDC, годовое падение рынка ПК составило по итогам 2014 года 53,1%, а смартфонов ― 22,6% в количественном выражении и более 50% ― в деньгах.
В сложных экономических ситуациях организации и частные пользователи, действительно вынуждены сокращать часть своих расходов. Однако безопасность – не то направление, на котором стоит экономить. Мало того, что киберугрозы все также развиваются и становятся более сложными (посмотреть, хотя бы на рост числа вирусов-вымогателей, которые шифруют файлы без возможности их восстановления), они распространяются глобально – в цифровом мире нет границ.
Всегда готовые подзаработать киберзлоумышленники часто используют горячие новости, чтобы привлечь внимание пользователей и установить на их компьютеры вредоносное программное обеспечение. Возможные потери денег, файлов, репутации и времени в случае, если действия киберпреступников окажутся успешными, несоразмерны с затратами на эффективное защитное решение. Причем речь идет не только об антивирусе для компьютера, а о решении класса Internet Security для всех устройств, включая компьютеры Apple, планшеты и смартфоны.
Могу сделать следующие выводы: мы не упали так же сильно, как антивирусный рынок. На падение в некоторой степени повлиял всплеск антироссийских настроений, на волне которых вышел ряд негативных публикаций в СМИ. Некоторые до сих пор считают, что Kaspersky Lab – российская компания, хотя мы уже давно зарегистрированы в Великобритании, работаем по всему миру, причем около 80 процентов выручки дают продажи в Европе и Америке. Хорошо, что в основном люди умеют разделять политику и бизнес.
Вопреки политической ситуации, в сентябре 2014 года мы подписали Меморандум о сотрудничестве с Госспецсвязи Украины, чтобы обмениваться информацией о киберугрозах и инструментах их обнаружения и обезвреживания. Мы также неоднократно проходили государственную сертификацию (подтверждение, что работа продукта не оказывает влияния на целостность, конфиденциальность и доступность обрабатываемой информации), но после смены власти я подал новую заявку на сертификат соответствия от Госспецсвязи. Более того, мы сертифицировали даже продукт для домашних пользователей, хотя это необязательное требование. Мы единственные, кто это сделал на рынке.
Вам стало сложнее продавать свой продукт?
В Беларуси, Молдове, Румынии, Болгарии, Прибалтике – нет. В Украине продавать сложнее, потому что нужно больше аргументации. На встречи с потенциальными клиентами мы всегда носим с собой сертификат Госспецсвязи. Также уточняем, что мы давно международная компания. Нам очень важно перейти грань между политикой и бизнесом. Когда она преодолевается, происходит техническая аргументация и тестирование продукта.
Какие задачи перед вами поставили руководители компании на этот год?
У нас всегда четкие планы – расти, искать новых заказчиков и развивать новые направления, а именно, защиту виртуальных сред, защиту от DDoS-атак и сервисов Security Intelligence. Мы делаем мероприятия с украинскими клиентами, показываем на практике, как эта защита работает. Скоро будем проводить крупное мероприятие в Таллине. В Украине мы ждем, когда ситуация улучшится, потому что, как ни крути, бюджеты сокращаются, рынок за этот год упадет еще примерно на 10%. У нас проработаны определенные шаги, которые нужно делать уже сейчас. Когда возобновится рост экономики, у нас будет полностью готовая площадка для того, чтобы вернуть старых заказчиков и приобрести новых.
Кто является основным потребителем вашего продукта?
У нас интересная ситуация – сегменты B2B и B2С имеют примерно одинаковые доли. По итогам 2014 года корпоративное направление стало развиваться сильнее. И к счастью, в нашей стране на рынке много компаний среднего и малого бизнеса. В прошлом году этот сегмент не был так подвержен падению, как, например, сегмент крупных предприятий. Клиенты с 10-15 рабочими станциями, которые предусмотрительно думают о безопасности, проще принимают решение о покупке антивирусного ПО, чем клиенты, у которых 10 тыс. компьютеров.
Какое количество подключенных станций имеет ваш самый крупный клиент?
В Украине – 10 тыс. лицензций на одно юрлицо. В Беларуси есть клиент с 18 тыс. лицензий. Правда, количественный эквивалент не всегда соответствует денежному, поскольку клиент может купить меньше лицензий, но более дорогой функционал.
Какие новые категории клиентов появились за последние полтора года?
В нашем регионе мы охватили все сегменты рынка. В Украине из-за кризиса многие просто отказываются от платных антивирусов потому, что нет финансирования. Многим клиентам мы идем на уступки. Надеемся, что страна быстро выйдет из кризиса, и столь важный рынок безопасности вновь пойдет в рост. Мы не играем в игры с конкурентами, когда борьба за клиентов ведется любой ценой. Некоторые корпоративные заказчики временно ушли, но в то же время появились новые из SMB-сегмента.
Снижение количества частных клиентов объясняется двумя неработающими регионами. К тому же люди боялись тратить деньги. Мы заметили такую тенденцию: всплеск негативной информации существенно отражается на продажах, но через неделю рост возобновляется.
В Молдове и Беларуси мы запустили новое направление – защиту виртуальных сред. В Беларуси все продукты должны проходить сертификацию. Там мы получили подтверждающие сертификаты госорганов как на корпоративный продукт, так и на домашний. По сути, Kaspersky Lab – единственная компания, которая может там продавать решения защиты виртуальных сред. Рынок Беларуси уже достаточно зрелый для этого. В Молдове мы выиграли очень большой тендер на уровне государства. Сейчас мы занимаем там около 90% рынка. В Беларуси – 85%.
Как изменился потребитель за последние годы?
Потребитель стал более внимательным к вопросам безопасности, у него появилось понимание необходимости защиты. И он ответственно выбирает защитное решение. Многие конкуренты в продвижении своего продукта делают акцент на скорость работы антивируса, но мы не участвуем в измерении антивируса по отдельным частям его работы, хотя у нас есть результаты тестов производительности от независимых лабораторий. Антивирус – это, прежде всего, защита.
Кто больше всех нуждается в защите?
Мы считаем, что это SMB-сегмент. Злоумышленники думают, что мелкие предприятия недостаточно защищены и являются легкой целью для атак.
Какие киберугрозы превалировали на рынке в прошлом году и что будет в этом?
Многие тенденции прошлого года в области киберугроз сохранили свою актуальность и в 2015 году. Большинство киберпреступников по-прежнему интересуют деньги, и этот приоритет не изменился.
Большое внимание киберпреступников стало направлено на компании, например, на финансовые организации. Целевые атаки стали неотъемлемой частью общей картины киберугроз. За 2014 год мы раскрыли целый ряд сложных таргетированных атак, среди которых Careto и Epic Turla, масштабные ограбления банков с помощью кампаний Luuk и Carbanak, утечки конфиденциальных данных при помощи Crouching Yeti и Dark Hotel.
Мы считаем, что постепенно крупные группы преступников разобьются на более мелкие действующие независимо группировки. Этому способствует нарастающий интерес властей к крупным хакерским формированиям, что увеличивает риск их обнаружения. Снижение числа участников в группе приведет к увеличению общего количества подобных команд – следовательно, атакам подвергнутся еще больше компаний.
Распространенная угроза, как для корпоративных, так и для частных пользователей –программы-вымогатели, число которых в последние годы непрерывно росло. Они блокируют компьютер жертвы и требуют выкуп за восстановление нормального доступа к нему. Но многие программы этого вида идут дальше и шифруют все данные на компьютере, часто без возможности их восстановления, даже в случае оплаты выкупа – и в этом случае может помочь только качественное защитное решение, заранее установленное на компьютере.
Несмотря на старания Apple по обеспечению безопасности Mac, в торрентах и пиратских установочных пакетах наблюдается рост числа вредоносных программ для этой системы. Зловредам сложно проникнуть в закрытую систему без ведома пользователя, поэтому злоумышленники предпочитают объединять их с утилитами, которые пользуются популярностью у некоторых пользователей – чаще всего, это генераторы ключей для легитимного коммерческого ПО. А так как большинство владельцев Mac при этом убеждены в безопасности своей системы и не защищают их специальными решениями, зловреды могут контролировать их компьютеры, включенные в глобальные ботнеты, годами без ведома пользователя, и в 2015 году специалисты Kaspersky Lab прогнозируют рост подобных ботнетов.
Правда ли, что в последнее время стало много персонифицированных фишинговых атак?
Да, сейчас персонифицированные атаки достаточно часто используются злоумышленниками, чтобы завладеть той или иной информацией жертвы. Один из таких примеров – целенаправленная атака Darkhotel, обнаруженная нашими экспертами. Когда жертва заселялась в отель, злоумышленник точно знал, к какой сети WiFi человек будет подключаться. Зайдя в номер, жертва открывала ноутбук и видела якобы автоматическое предложение установить обновления. Если человек принимал его, происходило хакерское проникновение в систему.
Как защищаться от этого?
Думать, всегда думать. Злоумышленник не может попасть в IТ-систему, пока сам человек не выполнит определенные действия. Важно быть крайне осторожным с чекинами и отметками геолокации, ведь они дают злоумышленникам дополнительную информацию о вас.