Анна Стеценко
Анна Стеценко, основатель международного IT-рекрутингового агентства Indigo, написала колонку для IGate.com.ua про темную сторону личного бренда. Анне удается управлять бизнесом и распределенной командой в своих путешествиях от Японии до Антарктиды. Последние 3 месяца чилит на Бали и замышляет новый стартап.
Вы знали, что изначально бренд — это не фабричная марка или почетный знак, имеющие высокую репутацию у потребителей, а обычное клеймо? То самое, которое выжигали на корове, чтобы определить из какого она стада?
Вот вам моя история. Специально добавляю контраста и покажу только одну сторону медали, потому что в полярностях легче думается.
В далеком 2011 году моя рекрутинговая компания Indigo была успешным бутиковым бизнесом в Днепре. Дорого, эксклюзивно, никаких конкурентов. Знаешь всех и вся в родном городе. И все бы ничего, но желание роста не давало покоя.
Конечно, в Днепре Indigo были в роли той самой завидной невесты — завидной, потому что единственной на всю округу. А вот как выйти за пределы города, или, что еще амбициознее, страны? И нашлось решение — личный бренд!
Основные шаги:
- Выбрать «рабочую» социальную сеть. Между Linkedin и Facebook, мой выбор пал на FB;
- Распланировать график инфоприсутствия и начинать жить в сети;
- Формировать контент в правильной пропорции котики—работа;
- Помнить о законе pay it forward и искренне помогать своему нетворкингу советами и делами;
- Много выступать и не скупиться на интервью.
* Слайд из последней версии моего тренинга для HR-IT специалистов на тему личного бренда
В 1-й год я пробовалась спикером на конференции и мне отказывали. Мои статьи читали 12 человек, а посты на ФБ собирали 5 лайков, один из которых стабильно от моей мамы :)
На 2-й год я не сдалась и наращивала обороты. Больше гастролировала с выступлениями и генерировала больше контента. Смогла решать какие-то простые задачи через фейсбук из разряда «буду проездом в Ванкувере, кто хочет показать мне город?», «какие аутсорсинговые компании в Украине специализируются на мобильной разработке?», «посоветуйте толкового парикмахера в Гаване».
Через 3 года я попала в топ-3 HR-экспертов рынка IT-труда. Ко мне стали стучаться организаторы конференций, которые до этого отказывали в участии. Теперь меня приглашали ключевым спикером с оплатой перелетов по всему миру.
Обращаясь к силе фейсбука, я привлекаю финансы на резонирующие мне благотворительные проекты. Нахожу Клиентов и Сотрудников для своего бизнеса. За 15 минут снимаю квартиру в Киеве без всяких риелторов. Собираю единомышленников в баню на Труханов остров или на прогулку по Нью-Йорку. Встречаю знакомых по всему миру. Оказалось, это так удобно.
Я была в эйфории. Я так прониклась идеей развития личного бренда, что, как человек, быстро увлекающийся, начала учить других, как им строить свой бренд, чтобы прийти к успеху.
Ведь круто же, скажете вы. Что не так? В чем подвох? Что-то ты забрендилась, Аня…
Да, у меня не десятки тысяч фолловеров и я не переоцениваю масштабы своей «популярности», но даже на своем примере я вижу, как легко стать заложником бренда.
Если о плюсах обширного нетворкинга вам расскажут многие книги и тренинги, то о минусах вряд ли. В один прекрасный момент приходит осознание, что у любого бренда есть своя темная сторона:
- Личный бренд не масштабируется. В какой-то момент вы станете самым «слабым» звеном вашего бизнеса, так как большая часть лидогенерации будет сконцентрирована на Человеке-Бренде;
- Общения станет так много, что вы перестанете запоминать лица и имена новых знакомых. Начнете экономить время на вкусных, долгих диалогах и, все равно, не успеете поговорить со всеми желающими.
* Слайд из последней версии моего тренинга для HR-IT специалистов на тему личного бренда
- Вам захочется свободное время проводить в тишине и уединении, потому что сил на общение с самыми родными будет уже не хватать;
- Ваш бренд будет идти впереди вас. И зачастую не будет совпадать с тем, какой вы на самом деле.
Например, я знаю, что меня считают вечным двигателем безудержного позитива; бесстрашным человеком, который сам объездил полмира и что у меня под юбкой стальные бизнес-яйца. Но я та еще трусиха, могу расстраиваться и переживать по мелочам, мягкий руководитель и всегда стараюсь учитывать мнения разных сторон. И нет, я не объездила полмира, я просто к месту умею об этом упомянуть :)
Ну и в качестве вывода. Как там у Полозковой: «Надо жить у моря, мама, надо делать, что нравится, и по возможности ничего не усложнять...».
Специально заниматься развитием и нагнетанием бренда — это фальшь и тупиковый путь развития. Не стоит разменивать жизнь на лайки.
Я уже не говорю о том, сколько денег сливается на всякие брендинги-шмеднинги у компаний. Сколько маркетологов выбирают своей специализацией это направление. Сколько отмазок за всем этим прячется. «Не можем нанять талантливых людей — у нашей компании нет привлекательного бренда. У нас высокая текучка — нет бренда. Мало клиентов — нет бренда».
Хотя на самом деле здравая организация труда, толковые руководители и команда, объединенная живыми ценностями бизнеса — это главное, что нужно для продуктивной и счастливой работы.
И если разобраться, самые важные, самые настоящие моменты жизни хочется сохранить для себя.
Поэтому фотографируйте сердцем. Делитесь, когда хочется поделиться, а не ради выполнения плана по инфоприсутствию. Творите без оглядки на чужое мнение. Если это на самом деле что-то стоящее, люди заговорят об этом сами.
А в сэкономленное на фейсбучном самопиаре время сделайте что-то доброе. Или вообще ничего не делайте. Самое главное, чтобы и то, и другое #полюбви.
Напомним, ранее на IGate выходило интервью с Анной Стеценко.