Джиджитализация всех сфер жизни не могла не затронуть пиар и связи с общественностью. Значительно ускорил этот процесс коронавирус, который также повлиял на философию маркетинга — с глобальных долгоиграющих стратегий он переключился на ситуативный подход. Чтобы не выпадать из потока, pr-специалистам сегодня нужно быть более гибкими, действовать быстро и адресно.
Несколько лет назад пиар-менеджеры готовили и распространяли корпоративные сообщения и месседжи, налаживали деловые контакты с представителями СМИ, а для работы с соцсетями компании нанимали отдельных SMM-щиков или обращались в агентства. Сегодня весь спектр подобных задач оказался в компетенции одного человека и тренды здесь ни при чем: «просевший» рынок труда и общий экономический кризис, вызванный COVID-19, стали причинами такой «универсальности» пиарщиков.
Возросли также сложность, скорость и объем задач. Справиться с ними помогает самовозникшая сфера PR Tech — комплекс технологий и инструментов для рассылок, работы с базами данных, коммуникаций с пиар-отделом, анализа эффективности кампаний и управления персоналом. Итак…
Управление инфополем
На смену «ручной» обработке новостных лент в соцсетях и СМИ, неудобному поиску и массе открытых вкладок в браузерах пришла автоматизация. Она помогает анализировать упоминания о компании: настраивать нужные тематики, учитывать конкретные информационные каналы, ключевые слова и пр.
Украинские пиар-специалисты для мониторинга медиа и соцсетей используют LOOQME и InfoStream, некоторым больше нравится работать с Медиатека. Эти сервисы помогают отслеживать сообщения и публикации о бренде во всех цифровых источниках: СМИ, информагентствах, соцсетях, на радио и ТВ. Анализ учитывает определенные параметры, охват публикаций, ключевые слова, тональность контента, динамику и т.д.
Значение мониторинга сложно переоценить для антикризисного пиара, однако важно помнить — кризиса можно избежать, если оперативно отслеживать упоминания и реагировать на них мгновенно.
Размещение контента
Информацию о компании сегодня очень легко найти в открытом доступе: к услугам аудитории блоги, колонки, пресс-центры, корпоративные страницы в социальных сетях. Последние — это прямой доступ к потребителям без журналистов и инфлюэнсеров. Сократить время работы с соцсетями, ссэкономить усилия и увеличить охват поможет автопостинг. Сервисы SMMplanner, Promorepublic, Amplifr избавят от бесконечного планирования постинга и содержат хорошую аналитику.
Неоспоримое преимущество PR Tech — многофункциональность. Один и тот же сервис может объединять несколько решений, которые незаменимы для экономии времени и ресурсов.
Например, Cision оптимален для распространения пиар-материалов, коммуникаций с инфлюэнсерами, мониторинга упоминаний и аналитики. Нужно отметить, что он популярен в среде крупных западных компаний, так как чек по его использованию стартует с 1000 долларов.
Широкие возможности для публикации и управления контентом предоставляет контент-маркетинговая платформа из Украины PRNEWS.IO. В ее базе — более 25 тысяч СМИ из 200 стран и задача платформы — способствовать быстрому размещению материалов на страницах этих отраслевых, региональных или национальных медиа.
Сотрудничество с журналистами
PR-менеджмент необходим для коммуникации компании с внешним миром, продвижения бренда и распространения контента о преимуществах продуктов/услуг, статей экспертов и официальных сообщений.
Сегодня, когда мир замер в ожидании завершения или очередного витка пандемии, бизнес экономит на всем (и не в последнюю очередь, на рекламе и пиаре), именно дистрибуция становится особенно актуальной. «Пиарить как раньше» не получается, а контент-план нужно внедрять в жизнь, иначе вокруг имени бренда сформируется информационный вакуум, что приводит к падениям продаж и репутационным рискам .
Коммуницировать и завязывать отношения с представителями СМИ помогут профильные сообщества в соцсетях и сервисы журналистских запросов. Например, Deadline и HelpSMI используют, чтобы размещать экспертные комментарии от имени компании. Коммуницировать со СМИ вне Украины, но в пределах рунета помогает Pressfeed или Deadline.media. Для общения с журналистами из западных медиа стоит использовать HARO.