5 автомобильных технологий из космоса / Все новости / Главная

Технологии, разработанные для NASA, часто находят применение в других сферах. Вот пять космических технологий, которые применяются в современных автомобилях. 

Удобные водительские сиденья

Когда американские астронавты поднялись на борт космической станции, NASA внимательно изучило, какую позу естественным образом принимает тело человека при отсутствии силы тяжести. Оказалось, что именно эта поза является самой естественной и комфортной для любого расслабленного человека:

Впоследствии эти измерения легли в основу дизайна салона космического корабля “Орион”. А на Земле на основе данных NASA начали производиться автомобильные сиденья. 

Компания Nissan Motor Company использовала исследования NASA в качестве отправной точки при создании нового водительского кресла. По мнению разработчиков, водитель автомобиля, как и космонавт, должен чувствовать себя максимально комфортно в течение длительных периодов времени. Первым автомобилем, салон которого был спроектирован на основе данных из космоса, стал Nissan Altima 2013 года. Сегодня этот дизайн используется во многих моделях Nissan.

Датчики давления в шинах

Космический шаттл “Атлантис” заходит на посадку в Космическом центре имени Кеннеди, штат Флорида, США.

Многие современные автомобили оборудуются небольшими датчиками давления внутри колес. Если колесо оказывается спущенным, на приборной панели загорается предупреждающий сигнал. 

Мало кто знает, что впервые эта технология начала применяться на американских космических шаттлах. Правильное давление в шинах имеет крайне важное значение для безопасной посадки челнока. Но поначалу у NASA не было инструмента для измерения давления в шасси. Агентство заключило контракт с частной компанией, которая и разработала технологию датчиков давления в шинах космического шаттла. Вскоре после этого технология была адаптирована и для шин автомобилей. Сегодня законодательство США требует, чтобы такими датчиками в обязательном порядке оснащались все новые авто. 

Наносмазка для двигателя

Исследования, финансируемые NASA, привели к появлению нанотехнологий, устраняющих повреждения двигателей легковых и грузовых автомобилей.

Трение вызывает износ компонентов космических аппаратов точно так же, как это происходит с двигателями автомобилей. Смазочные материалы, призванные снизить трение, лишь замедляют этот неизбежный процесс.

Потому в NASA заинтересовались материалами, которые могли бы восстанавливать поврежденные детали. Идея заключалась в том, чтобы использовать существующую жидкую смазку для переноса наночастиц, которые заполняли бы собой микротрещины и потертости. Помимо поддержания деталей в хорошем состоянии, такая смазка может увеличить срок службы всей системы. 

Исследования выявили, что лучшим материалом для таких наночастиц является один из типов керамики. Этот материал показал себя эффективным, прочным и нетоксичным. 

Увы, наносмазка не нашла применения в космосе. Зато она превратилась в коммерческий продукт, который уже используется десятками тысяч водителей легковых и грузовых автомобилей.

Защита гонщиков от жары и головных болей

Астронавт NASA Эндрю Фойстел на гоночной трассе Daytona International Speedway, 2008 год. 

Пилоты гоночных автомобилей сталкиваются с проблемой, которая неведома большинству простых водителей. Мощный двигатель, работающий на высоких оборотах, может нагреваться до очень большой температуры. А поскольку раскаляется и трансмиссия машины, в салоне может стать очень жарко. Без должного охлаждения температура в салоне гоночного автомобиля может подняться до 70 градусов Цельсия. 

Чтобы этого не происходило, конструктора машин используют ту же технологию, тепловых экранов что применяется для аппаратов, тормозящих об атмосферу Земли. При посадке корабля температура на его обшивке может достигать 1600 градусов Цельсия. Так что космические тепловые экраны неплохо справляются с защитой гонщиков от жара раскаленного двигателя.

Еще одна космическая технология связана с очисткой воздуха. Мощные машины сжигают много топлива, потому на гоночном треке может быть довольно трудно дышать. В салонах гоночных автомобилей используются воздушные фильтры, разработанные по технологии NASA. Они удаляют из воздуха 99% всех частиц и продуктов горения, которые могут вызывать у гонщиков головные боли, тошноту и головокружение.

Зрение беспилотных автомобилей

Роботизированные луноходы и марсоходы нуждаются в “глазах”, чтобы безопасно ориентироваться среди скал и провалов незнакомой местности. Земной беспилотный автомобиль тоже может использовать эту технологию. 

Космические технологии NASA, вроде лазерных радаров и умной системы распознавания образов, уже делают самоуправляемые автомобили более безопасными. Эти технологии могут революционизировать то, как автомобили ориентируются в час пик и избегают столкновений.

Изначально NASA финансировало исследования бостонской компании Neurala для разработки системы навигации планетоходов. Но этот же софт нашел применение на Земле. 

На скриншоте выше показано, как беспилотный автомобиль под управлением  системы Neurala видит окружающий мир и идентифицирует пешеходов, велосипедистов, грузовики и другие объекты.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: