Лето 2014–го было худшим для Голливуда с 1997 года. Продажи билетов с мая по август в кинотеатрах принесли только $3,9 млрд. Это на 15% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, по данным компании Rentrak. Это не единичный случай, голливудская промышленность приходит в упадок.
С 2009 года появляются фильмы, которые приносят по $1 млрд создателям. Это началось с «Аватара», который обеспечил кассу в $2,7 млрд. Но доходы «Аватара» – скорее аномалия, прибыль недавних хитов колеблется между $1 млрд и $1,5 млрд. Чтобы сделать блокбастер в Голливуде, нужно приложить невероятные усилия и потратить массу средств, которые окупаются все реже. Это серьезно беспокоит представителей индустрии – они надеялись, что новые технологии, с помощью которых создаются спецэффекты, снизят затраты. Но этого не произошло. До 2004 года блокбастер можно было снять, потратив до $150 млн – это подтверждают такие хиты, как «Шрек 2», «Гарри Поттер и Кубок Огня» и «Властелин колец».
Средний бюджет топовых фильмов с 1995-го по 2004-й составлял $116 млн. С 2004 года он вырос на 181% - до $210 млн. Но доходы от фильмов не растут с такой скоростью – всего 122%. Но больше всего кинопроизводителей беспокоит то, что глобальный рынок – не такой прибыльный, как Северная Америка. В 2007-2011 гг. доходы пяти крупнейших киностудий – Disney, Universal, Paramount, Twentieth Century Fox и Warner Bros – упали примерно на 40%.
Конкуренция везде
Да, Голливуду удалось сохранить свою аудиторию и влияние на мировые рынки, но он сталкивается с растущей конкуренцией. С одной стороны, его теснит потоковое видео. У Netflix и Amazon Prime уже есть спорные отношения с Голливудом. Им недостаточно быть просто торговыми точками для распространения голливудского контента, и они вполне успешно занимаются созданием собственного. Хотя данные о том, насколько популярны их собственные шоу, не являются публичными, успех сериала «Карточный домик» невозможно не заметить. Сериал выиграл награды и номинации Золотой глобус, Эмми, награды SAG и ряд других, менее известных. Это показывает, что прорехи в доспехах Голливуда являются значительными и что цифровой контент создал серьезную конкуренцию.
С другой стороны, падает спрос на DVD, в связи с ростом интернет-видео. Да и нелегальные файлообменники способствовали уничтожению сегмента. Дополнительная сложность заключается в том, что сервисы потокового видео уже поделили рынок. У Netflix львиная доля зрителей – 574 тыс. абонентов по всему миру. Небольшие игроки рынка DVD просто не выдержат конкуренции. Их не спасет даже то, что спрос на контент для взрослых сейчас небывало высок. Но его сложно монетизировать. Рекламодатели также уходят из оффлайна в онлайн.
Голливуд теряет даже монополию на знаменитостей
Недавно в журнале Variety появился яркий заголовок: «Исследование: Звезды YouTube более популярны среди подростков». Похоже, социальным СМИ, наконец, удалось сломить давнюю монополию Голливуда на создание знаменитости. В первую пятерку звезд в этом списке попали те, кто стал популярным на YouTube. И продолжают наращивать аудиторию на этой платформе. Телевидение и кино не играли никакой роли в их восхождении к славе. Но рекламодатели уже обратили внимание на новых героев.
Платформа YouTube получила $1 млрд дохода в 2014 году, поскольку рекламодатели вынуждены были искать новый способ коммуникации с подростками, которые просто не смотрят обычный телевизор. Производственные компании выросли вокруг этих звезд, и продакт-плейсмент в видео является крупным бизнесом, особенно в категории красоты.
Twitter, Vine и Instagram удалось здесь также завоевать долю рекламы, хотя и в меньшей степени, чем YouTube, который начал работать на пять лет раньше Instagram – в 2005 году.
В прошлом, такие знаменитости, как Ким Кардашян, превратили свою популярность в соцсетях в возможность появляться в телешоу, используя соцсети только для первичного продвижения. Сегодня эта ситуация меняется – аудитория интернет-СМИ в разы больше, чем у любого кабельного канала. И в телевидении уже нет необходимости. Формат Vine, который ограничивает пользователей до семисекундных клипов, кажется, работает особенно хорошо для комедии. Джером Джарр, 24-летний начинающий комик, имеет более 8 млн подписчиков. Такой уровень популярности на платформе оказался достаточным, чтобы оказаться на обложке журнале People. Кроме того, Джарр успешно использовал социальные медиа, чтобы собрать большую аудиторию и получить сделок от рекламодателей на $1 млн. И для этого ему не понадобился агент из Голливуда. Недавнее приобретение Twitter компании Niche.co, которая специализируется на организованном продакт-плейсменте для звезд соцсетей, показывает, насколько быстро растет рынок. Голливуд будет продолжать доминировать у старшего поколения, и его способность создавать мега-блокбастеры все еще не имеет равных. Но как долго это продлится? Можно только догадываться.
По материалам venturebeat.com.