Несмотря на задекларированную правительством стратегию постепенного внедрения в Украине норм европейского законодательства, в телекоме до сих пор не урегулированы проблемы, которые мешают развивать широкополосной интернет-доступ (ШПД), пишет IGate. Отсутствие единых правил совместного доступа к инфраструктуре, злоупотребление доминирующим положением крупнейших операторов и провайдеров, самоуправство местных властей остаются основными препятствиями для развития бизнеса провайдеров.
Проблемы с коммунальными предприятиями
Очередной рецидив хронической болезни телекоммуникационной отрасли случился с киевским провайдером «НетАссист». Несмотря на действующий до конца 2017 года договор между ним и «Управляющей компанией по обслуживанию жилого фонда Шевченковского района г. Киева» о размещении оборудования в жилом фонде, последняя перестала выполнять свои обязанности. Ссылаясь на решение Киевской горадминистрации, КП в июле 2015 года посоветовало все вопросы теперь решать с «Киевжилспецэксплуатация» (КЖСЭ).
«Проблема с КЖСЭ заключается в том, что КГГА поручило ей упорядочить размещение телекомоборудования только в домах коммунальной собственности, но КЖСЭ очевидно хочет «упорядочивать» во всех домах», - возмущается Максим Тульев, основатель «НетАссист». Он не единственный пострадавший – есть целый ряд уголовных дел, открытых против КЖСЭ по подозрению в нецелевом использовании собранных с провайдеров средств. Кроме того, Антимонопольный комитет разбирается со структурой по поводу установленных КП цен на доступ к жилому фонду для провайдеров.
По последним данным, КГГА требовал от «Управляющей компании» расторгнуть действующий с «НетАссист» договор. При этом сам договор не выполнялся — специалисты провайдера не могли получить доступ к телекоммуникационному оборудованию компании.
Причины такого поведения коммунальных предприятий и городской власти в неформальной организации «Провайдеры Украины» объясняют тем, что до сих пор нет четкой политики государства о принципах размещения телекомоборудования в домах, офисах и госучреждениях. На национальном уровне не определено кто отвечает за право провайдера предоставлять услугу в отдельно взятом многоквартирном доме. Местные муниципальные власти часто действуют на свое усмотрение, что приводит к конфликтам с представителями телекоммуникационного бизнеса.
Впрочем, есть некоторые улучшения. «До недавнего времени местные власти могли устанавливать цены на свое усмотрении, ссылаясь на отсутствие законодательной базы. Но сейчас существует единый прайс-лист на все услуги специализированного коммунального предприятия», - говорит Сергей Шишкин, директор по маркетингу днепропетровского провайдера «Фрегат». По его словам, провайдеры готовы платить за доступ к жилому фонду, но цены должны быть экономически обоснованными.
Доступ к электросети
Но развитию интернета мешает не только проблема с городскими властями. Еще один «камень преткновения» - электроэнергия. У провайдеров часто нет возможности подключиться к электросети дома. Облэнерго, если и идет на подключение оборудования провайдера к сети, то со «скрипом» и только на больших объемах. Небольшому провайдеру, обслуживающему несколько кварталов, придется выложить около 15-20 тыс. грн. только за разрешение подключиться, не считая платы за размещение оборудования. «Для небольших компаний это бывает неподъемно дорого, ведь они развиваются поэтапно. Необходимо прописать прозрачные правила игры, как для мелких, так и для крупных провайдеров», — комментируют «Провайдеры Украины».
Отдельной проблемой для развития ШПД в районных центрах и сельской местности является доступ провайдеров к электроопорам. Фактически, это единственный способ провести оптику в отдаленные населенные пункты. По словам Александра Федиенко, председателя «Интернет ассоциации Украины», не все поставщики электроэнергии идут навстречу операторам и дают разрешение использовать свои опоры. Впрочем, проблема в данном случае в большей мере упирается в цену, которая для многих провайдеров не подъемна. «В таком случае им надо честно признаться себе, что это не их бизнес и уйти из него», — считает Александр Федиенко.
Доступ к кабельной канализации
Кабельная канализация практически повсеместно принадлежит «Укртелекому» и частично «Веге». Эти компании не заинтересованы в конкуренции и зачастую тормозят получение доступа для других компаний. «Для получения технических условий от «Укртелекома» могут уйти годы, не говоря уже про цены на вход, аренду и прокладку кабеля», — сообщает спикер неформальной организации «Провайдеры Украины».
В то же время, председатель ИнАУ считает непродуктивным концентрироваться на конкретных проблемах на пути развития ШПД провайдерами. По его мнению, их можно было бы решить, усовершенствовав законодательную базу, к примеру, приняв один закон о совместном доступе к инфраструктуре. «Но он до сих пор не только не принят, но и не прошел все этапы согласования, хотя ИнАУ поддерживает законопроект и Национальную комиссию регулирования связи и информатизации, как ключевого разработчика документа», — говорит председатель ИнАУ.
Даже крупные операторы давно ждут от государства снижения регуляторного и разрешительного давления на бизнес, эффективной борьбы с коррупцией, сокращения проверок, определения функций министерств и ведомств.
На практике наблюдается противоречивая тенденция. С одной стороны в парламенте рассматривается новый законопроект №2133а об усилении ответственности в сфере кибербезопасности. Он накладывает на операторов и провайдеров новые дополнительные обязанности и финансовые обязательства и расширяет спектр методов воздействия СБУ и НКРСИ на участников телекомрынка.
С другой стороны НКРСИ на днях наконец утвердила законопроект «О доступе к инфраструктуре объектов строительства, транспорта, электроэнергетики для развития телекоммуникационных сетей», который так долго ждет рынок. В результате участникам телекомрынка остается надеяться, что позитивные нововведения не сведутся на нет новыми ограничениями.