IGate побывал на FireChat, организованным Денисом Довгополым. В качестве спикера выступал замглавы АП Дмитрий Шимкив. Мы подготовили краткую выжимку из диалога чиновника и представителей IT-индустрии.
Об обысках в IT-компаниях:
Обыски – это преступление против страны. Мы ведем переговоры с рядом инвесторов и представьте себе, как они реагируют на информацию об обысках. У нас существует такая вещь, как электронная проверка. Почему ею не пользуются? Почему представители силовых структур и налоговой не объясняют причины обыска, понимая, какая волна поднимается каждый раз? Ущерб от неуплаты налогов той или иной компании, даже если он на самом деле существует, в разы меньше чем от потери инвесторов, которые просто уходят или не заключают сделки.
Об инвестициях в стартапы:
Как можно создавать фонд инвестирования в стартапы, если, во-первых, у нас нет средств в бюджете. Во-вторых, нет юридического механизма создания подобного фонда. Если действовать в рамках существующего законодательства, то стартапы, которые финансирует государство, могут стать госпредприятиями. И отвечать за провал стартапа – потерю госсредств – должен будет госчиновник. Кто захочет брать на себя такую ответственность, если мы знаем, сколько стартапов умирает. Я надеюсь, что у меня получится изучить опыт Израиля, именно с точки зрения законодательства - как они создавали государственный фонд. Кстати, он перестал брать финансирование у государства только сейчас – через 30 лет после основания.
О Mobile ID:
Мы ведем переговоры с рядом компаний о запуске Mobile ID. Но у нас есть эллиптические кривые – стандарт шифрования, который применяется только в нашей стране. Только им можно защищать данные. Сертификаты защиты выдают отдельные компании – лицензиаты. Получить этот сертификат крайне сложно. Нельзя применять международные стандарты защиты. Мы уже на завершающей стадии принятия закона, разрешающего использовать облака в госорганах. Ранее и это было запрещено. Чтобы запустить Mobile ID, нужно менять законодательство.
Об помощи от айтишников:
К нам крайне редко приходят с конкретными предложениями. Как правило, приходят представители крупного IT-бизнеса, телекомщики, те, кто были с нами на Майдане. Они понимают, что нам нужна помощь не только здесь и сейчас – нам нужно не только внедрение, но и поддержка длительное время. Очень много презентаций, очень много общих фраз, очень мало глубокого проникновения и реальной готовности помочь. Иностранные инвесторы лучше разбираются в украинском рынке, чем наши игроки. За исключением, пожалуй, Евгения Сысоева, который делает очень качественную аналитику рынка.
Об ученых и трансформации науки:
Мы сделали брошюру «50 изобретений, созданных в Украине». Мы показываем ее на всех международных форумах. И многие в шоке от того, что мы участвовали в разработке iMAX или жесткого диска. Зачем я это делаю? Это подтверждает не случайность того, что у нас и сейчас есть креативные изобретения и талант. Но этого недостаточно. Я думаю, что научные институты должны быть присоединены к вузам – наука должна питаться свежей кровью. И в лабораториях должны патентовать результаты своих исследований. Но проблема в том, что нас не учили защищать собственные идеи. В США ученые патентуют все свои изобретения, а потом институты продают патенты компаниям и зарабатывают на этом. Я очень надеюсь, что нам удастся сдвинуть ситуацию с мертвой точки и не просто радоваться тому, сколько у нас прорывных технологий, а и уметь на них заработать.